Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение поз и жестов педагога




Выразительность пластики тела

Лицо, является главным источником информации о психологических со­стояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контро­лировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.

Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в обще­ние. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелатель­ности по отношению к людям.

Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно вы­страивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.

Далее приведена таблица, в которой указано, как учащиеся могут интер­претировать те или иные жесты и позы педагога.

Жесты, позы педагога Интерпретация
Руки, раскрытые ладонями вверх Искренность, открытость
Пиджак расстегнут (или снят) Открытость, дружеское расположение
Руки спрятаны (за спину, в карманы) Напряженное восприятие ситуации
Руки скрещены на груди Закрытость от информации, общения
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) Защита, оборона
Кисти рук расслаблены Спокойствие
Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность
Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание
Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта Критическая оценка
Почесывание подбородка (нередко сопрово­ждается легким прищуриванием глаз) Обдумывание решения
Ладонь захватывает подбородок Обдумывание решения
Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла Желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению
Педагог ходит по классу Функция контроля или обдумывание решения
Пощипывание переносицы Напряжение
Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания Неискренность, обман
Педагог прикрывает рот рукой во время слушания Сомнение, недоверие к учащемуся
Педагог старается на вас не смотреть Скрытность, утаивание своей пози­ции
Взгляд в сторону от ученика Сомнение, отсутствие интереса к мнению
Слушающий слегка касается века, носа или уха Недоверие к говорящему
Педагог начинает собирать бумаги на столе Урок окончен или разговор окончен
Ноги или все тело педагога обращены к выходу Желание уйти
Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность
Педагог жестикулирует сжатым кулаком Демонстрация власти, угроза
Пиджак застегнут на все пуговицы Официальность, подчеркивание дистанции

 

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

· принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;

· верить в способности учеников, стимулировать их творческую актив­ность;

· уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;

· не унижать достоинства ученика;

· не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты дей­ствий;

· помнить, что любой может ошибаться;

· не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.