Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмиль Дюркгейм




Виднейший представитель классической социологии – французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (1858- 1917). Формирование социологии Дюркгейма происходило под влиянием Р.Декарта, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо (рационализм, детерминизм, идея причинности, понятие «общей воли»). А. де Сен-Симона и О.Конта (позитивизм, опора на естественнонаучные мышление), И. Канта и Ш. Ренувье (моральный императив), Э. Ренана и И. Тэна (роль науки как ведущей социальной силы), Г.Спенсера (аналогии между биологическим и социальным), Э. Бугру (отрицание методологического режима) и т.д.

Дюркгейм полемизировал со своими предшественниками и отвергал контовский закон «трех стадий», ключевой для теории основоположника социологии.

Дюркгейм был принципиальным сторонником причинности и стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическими исследованиями. Отвергал он и прямолинейный эволюционизм О. Конта - Его цитата: «Человечество одновременно пошло различными путями, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

Теорию Дюркгейма принято характеризовать как «социологизм», включающий два аспекта: онтологический и методологический. Онтология Дюркгейма базируется на следующих постулатах:

· Социальная реальность столь же устойчива и основательна, как и другие виды реальности, она является неотъемлемой частью универсального природного порядка;

· Общественная реальность имеет совершенно специфический характер и не может быть сведена к другим видам реальности (биологическому, психическому и т.д.);

· Социальная реальность доминирует над индивидуальной и определяет человеческое сознание и поведение (социальный реализм).

Основной принцип методологии Э. Дюркгейма выражается его известной формулой: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Отсюда вытекают более детальные следствия:

1) В социологии следует применять объективные методы исследования, аналогичные методам естественных наук;

2) Социология, не сводится ни к какой другой науке, она обладает специфической методологией и понятийным аппаратом;

3) Поскольку в соответствии с «социальным реализмом» общество выступает высшей реальностью, то социология становится как бы «наукой наук», влияющей на все прочие науки.

Основными работами Э. Дюркгейма являются: «О разделении общественного труда» (1893); «Метод социологии» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Центральное место из них занимает «О разделении общественного труда», в которой излагается эволюционная теория социальных систем Э. Дюркгейма. Сравнивая традиционное общество и современное, Дюркгейм показывает, что если в традиционном обществе доминировала «механическая» социальная солидарность, основанная на полном растворении индивидуальных сознаний в коллективном, то в современном обществе на смену ей приходит «органическая» солидарность, основанная на разделении социальных функций и обусловленном этим разделением социальном обмене.

Важнейшую роль сыграло понятие «аномии» т.е. ценностно-нормативной неопределенности, возникающей при переходе от одной системы ценностей к другой. Как писал Д.: «Прежние боги стареют или умирают, а новые не родились». Именно такое состояние характерно для современного российского общества (пример……). Он обращает внимание не только на чисто техническую сторону исследовательского аппарата, но и на необходимость следования строгим этическим нормам, требованиям научной честности, независимости от политических, религиозных и иных предубеждений.

Трактат «Самоубийство» носит более специальный характер. На основе анализа многочисленных статистических данных Дюркгейм устанавливает социологические закономерности суицидного поведения и выделяет три основных типа самоубийств:

- эгоистическое, т.е. из-за утраты индивидуумом смысла жизни вследствие отсутствия убедительных для него социальных норм;

- альтруистическое (пожертвование жизнью ради общественных идеалов);

- анемическое (вследствие полного отсутствия регламентирующих социальных норм, растерянности индивида).

Таким образом, за исходную единицу социологического анализа Э. Дюркгейм принимает понятие социального факта.

Социальный факт – это всякий образ действия, способный оказывать внешнее давление на индивида и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. Например, при рождении индивид находит готовые законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувств существуют независимо и самостоятельно. Вторая характеристика социального факта в том, что он оказывает на индивида давление, принуждает к определенному действию. Например, юридические и моральные правила не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал тяжесть всеобщего неодобрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.