Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс институционализации




Функции социальных институтов

Понятие социального института

Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальный институт – это совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальные учреждения, системы норм, социальные роли, обеспечивающие реализацию функций, необходимых для существования и развития общества.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирущие - механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие – общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6) Церемониально - символические и ситуационно конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Основной содержательной функцией каждого конкретного социального института является удовлетворение тех потребностей, ради которых он сформировался и существует.

Следует назвать пять основных функций:

1. Регулятивная, состоит в том, что социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм, и образцов поведения (шаблонов поведения).

2. Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность, связи и отношения каждого члена института. Этим самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий и обеспечивает сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянную смену ее членов.

4. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия обмена информацией. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института, с целью управления и контроля соблюдения норм, так и во взаимоотношениях между институтами. Осуществляет контроль поведением, например отклоняющимся (девиантным).

5. Транслирующая функция проявляется в порядке социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Существует определенный механизм (д/с, школа и т.д.)

Наряду с явными функциями (перечисленными выше) существуют скрытые, латентные функции (это побочные косвенные результаты функционирования социальных институтов, например: возникновение прочных связей, отсрочка от армии, приобретение определенного социального статуса).

 

Индикаторы состояния социальных институтов

В стабильном обществе В нестабильном обществе
Четкие, понятные функции Амбивалентные функции
Преимущество формальных функций Преимущество реальных функций
Неизменность функций Перемена функций

 

В некоторых случаях можно говорить о дисфункциях социальных институтов. Дисфункция - это нарушение нормального взаимодействия социального института с обществом, когда он не может выполнить потребности общества. Причинами этого могут быть: недостаточно подготовленные кадры, недостаток средств, неясность цели, неопределенность функций, падение социального престижа и авторитета. Поэтому происходит падение служебной роли института и превращение его отдельных функций в ритуальную деятельность не направленную на достижение какой-либо рациональной цели. Так возникает бюрократия.

Институционализация – это процесс определения и закрепления социальных норм и правил, статусов и ролей, символов, верований и ценностей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Образование социального института предполагает несколько последовательных этапов:

· Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, осознание этой потребности членами общества;

· Формирование общих целей и идей;

· Возникновение социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

· Возникновение особой культурной среды для обеспечения самовоспроизводства института, т.е. формирование субкультуры, присущей только данному институту;

· Осознание и принятие индивидами новой субкультуры, новых социальных ценностей, норм, правил, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий;

· Возникновение системы статусов и ролей, охватывающей всех без исключения членов института;

· Материальное обеспечение возникающего института. Чтобы институт мог выполнять свою миссию, надо чтобы он был наделен необходимыми ресурсами – материальными, финансовыми, трудовыми, организационными.

· Интеграция нового вида социальной деятельности в существующую структуру социальных отношений.

Например, формирование института бизнеса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.