Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная структура и аномия




Одним из важнейших разделов мертоновской теории становится выявление взаимодействия между культурой, структурой и аномией.

По Мертону, культура – это то, что порождает совокупность нормативных ценностей, общих для социума или группы.

Социальная структура – это, что порождает совокупность социальных отношений, характеризующих общество или группу.

• -

Аномия возникает тогда, когда нормы и ценности культуры оказываются в противоречии с возможностями, определяемыми социальной структурой. Например, когда структура не позволяет следовать ценностям, либо не предоставляет возможностей их усвоить. Термин «аномия» был введен в оборот Э.Дюркгеймом и означал отсутствие норм в поведении, их недостаточность.

Культура задает определенные типы поведения, которые определяются социальной структурой. А состояние аномии приводит к девиантному = отклоняющемуся поведению.

Например, можно принадлежать к престижной страте и, пройдя все стадии социализации, быть принятым в обществе, иметь хороший бизнес. Можно не принадлежать к престижной социальной группе, получить хорошее образование и не быть принятым или востребованным в предполагаемой профессиональной группе. Но в американской культуре закреплены ориентации на прагматические ценности и достижение успеха. Следовательно, с большой вероятностью, он будет достигнут, либо будет предпринята попытка его достижения противозаконным способом.

Таким образом, можно сказать, что для Мертона наиболее значимыми оказываются функции социальных групп и социальной структуры, рассматриваемые в теориях среднего уровня.

• -

Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимаются или нет культурные нормы,

Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:

конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);

инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);

ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.);

ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм, наркомания, бродяжничество);

мятеж, бунт - отказ и от целей, и от средств - с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами (политический терроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм).

• -

Социальная структура обладает сложностью и многоуровневостью. Она предполагает одновременность противоположных отношений: явные и латентные функции, функции и дисфункции, конформное и девиантное поведение, устойчивость и конфликт.

Таким образом, Мертон обосновывает амбивалентность социальной структуры – ее противоречивость, одновременность противоположно направленных установок.

Структурным размещением индивида является его действительный статус. А каждая статусная позиция может быть представлена в 3-х аспектах: нормальном, вероятностном и идеальном.

В противоположность Парсонсу, Мертона интересовали не статические процессы, а динамика, изменения, отклонения от нормы – как внутренние структурные изменения, так и изменения самих структур. Первые – не приводят к качественно новым состояниям, вторые же свидетельствуют о наличии процессов, способствующих возникновению качественно новых структур.

Нередко в роли таких процессов оказывается накопление дисфункций.

• -

Например:

- Укоренение потребительских настроений приводит к закреплению социальной неответственности со стороны членов общества.

- Гипертрофированный «достиженческий комплекс» – стремление к карьере, успеху, деньгам – может привести к разрушению семьи, отсутствию личной жизни.

Новое же состояние структуры, с необходимостью, приводит к закреплению новых ценностей и норм.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Мертон был в большей степени структуралистом, чем функционалистом. Его интересовали динамические изменения, конфликты и аномалии. Он разработал теорию среднего уровня, связавшую общесоциологическую теорию с эмпирическим анализом.

 

 

Лекция 13. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕАКЦИОНИЗМ Джорджа Герберта МИДА. 1863-1931 гг., США




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.