Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструментальная деятельность и практика

ПЛАН

  1. Антропология коммуникации и социальная психология
  2. Инструментальная деятельность и практика
  3. Универсалистская этика
  4. Наука как идеал
  5. Последующее развитие символического интеракционизма

• - 2 –

  1. Краткая биографическая справка
  2. Дж.Г.Мид – американский философ, социальный психолог, социолог. Родился в семье пастора. Единственной полученной за всю жизнь ученой степенью была степень бакалавра. Обучался в университетах Европы, преподавал в американских университетах. В 2007 г. получает звание профессора философии. При жизни практически не публиковался.

Основные работы:

Дух, идентичность и общество;

Философия поступка.

По мировоззрению был приверженцем гуманистических ценностей и противником радикализма. Главная его тема – достижение социального согласия и солидарности. Считал, что в современном обществе традиционная мораль должна уступить место научной морали.

• - 3 -

  1. АНТРОПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Начальный период творчества Мида связан с разработкой основ социальной психологии. Его не устраивал биологический подход, рассматривавший поведение как простую реакцию на раздражение.

Он считал, что социальная деятельность основывается на кооперации и коммуникации, предполагает постановку цели и осмысление способов ее достижения. Т.к. целей – множество – внимание рассредоточивается. Поэтому необходимо функциональное подключение сознания.

Мид утверждает, что психические явления – это проявление кризиса в процессе деятельности. Они возникают тогда, когда побудительные импульсы и закрепившиеся реакции перестают совпадать. Возникает фаза, когда становится возможным новый вид деятельности – творческий акт. Сначала на уровне сознания, потом на уровне действия.

Исходной при рассмотрении общества должна быть групповая деятельность. Часть=индивид объясняется с позиций и в контексте целого=общества.

• - 4 -

Социальные группы характеризуются, в отличие от объединения животных, ведущей ролью коммуникаций в процессе коммуникативной деятельности. Исходной фазой коммуникаций является жест. Более сложная стадия – «голосовой жест». Специфика его использования человеком – в упреждающем понимании на жест другого. Так возникает основа для самосознания, закрепления значимых символов, ожидаемого поведения и координации – сначала действий, а затем и целей. Закрепление образцов поведенческого ожидания приводит к рассмотрению понятия «социальная роль».

Мид разрабатывает концепцию идентичности=самости (self). Здесь он выделяет 2 основных понятия:

«Я» (I) – проявление спонтанного внутреннего импульса, творческого начала и

«моё» (me) – представление обо мне другого, внешняя оценка.

Когда в процессе взаимодействия меня оценивают многие субъекты – возникает синтетический оценочный образ. Если он относительно совпадает с внутренней спонтанностью «Я», то возникает новое явление – идентичность=«сам» (self). Т.е., Я – как единство внутренней и внешней оценки.

• - 5 -

Достижение состояния идентичности способствует формированию структуры личности и облегчает достижение целей в процессе взаимодействия.

Мид также разрабатывает теорию личности через логику формирования идентичности – как для вида, так и для индивида. Основными видами он называет 2 вида детской игры:

Play – игровое взаимодействие с воображаемым партнером, способность мысленного представления поведения в мысленном взаимодействии и

Game - участие в групповых играх, здесь ориентиром собственной деятельности становится множественное воображаемое. Game характеризуется общей целью, разделением ролей, принятием правил взаимодействия. В совокупности они представляют нормы и ценности определенной группы. Спецификой game оказывается ориентация на генерализованного=обобщенного другого. Впоследствии это понятие становится центральным при разработке этической концепции.

В концепции Мида внутренне воспринятый коллективизм контролирует агрессивные импульсы. В результате возникает торможение, и взаимодействие происходит в пределах установленных норм и ожиданий.

• - 6 -

Концепция инструментальной деятельности объединяет кооперацию и индивидуализацию. Здесь за основу берется 4-х фазная модель деятельности, характерная только для человека. Ее алгоритм:

- импульс к действию,

- восприятие=перцепция,

- манипуляция,

- удовлетворение потребности.

Здесь органы манипуляции – рука и мозг – как органы практической и мысленной манипуляции. Совокупность мысленных манипуляций позволяет контролируемо взаимодействовать, накапливая опыт. Опыт взаимодействия позволяет представить объект как действующий.

Усиление коммуникации и взаимодействия приводит к развитию инструментальных=манипулятивных способностей. В результате закрепляется способность универсальности видения предмета. Человек приходит к пониманию перспективы – одновременной возможности двух или более позиций.

• - 7 -

Следующий шаг – обретение способности смены перспектив, а также помещения себя в перспективу другого. А это – мысленная манипуляция в контексте одновременности множества чужих возможностей. Т.е., помещая себя на место другого или генерализованного другого, можно придти к синтезу себя и своей точки зрения на другое. Этот синтез обеспечивает свободу обращения с предметом и свободу взаимодействия.

По существу, Мид дает обоснование труда как свободной сознательной деятельности и рассматривает кооперацию с позиций разделения труда в общественной жизни. Однако представить общество как систему человеческой практики Миду не удалось.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная структура и аномия | Наука как идеал
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.