Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное регулирование, его формы и методы в современных условиях




Бюджетная политика государства

В регулировании социально-экономических процессов

Роль государственного бюджета

Лекция 4

Развитие бюджета и бюджетной системы Белорусской Советской Социалистической Республики в составе СССР с 1919 по 1990 г.

Становление бюджетной системы Беларуси в составе России и СССР с конца XVIII в. по 1919 г.

Развитие государственного бюджета в Белорусско-литовском государстве — Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой в XIII—XVIII вв.

Зарождение государства и бюджета Беларуси в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе Древнерусского государства в IX — XII вв.

Лекция 3

Особенности бюджетов СССР.

Бюджет в период развитого капитализма.

Государственный бюджет в период первоначального накопления капитала.

Бюджеты рабовладельческих и феодальных государств.

История развития бюджета

Лекция 2.

Финансовое обеспечение социальной политики.

Через государственный бюджет и другие звенья бюджетной системы страны рыночной экономики осуществляют свою социальную политику, вмешательство в сферу социальных отношений, финансируя важнейшие элементы в социальной области - просвещение (главным образом начальное и среднее образование, а также профессиональную переподготовку кадров), здравоохранение (в том числе санитарию, профилактику заболеваний), социальное обеспечение.

Значительная часть расходов на социальные нужды проходит по местным бюджетам, а в федеративных государствах также по бюджетам членов федерации. В развитых государствах на эти цели затрачивается от 30 до 40% бюджетных средств.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются и т.д.

Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

 

(самостоятельно)

Бюджет Республики Беларусь на различных этапах развития общества

(самостоятельно)

 

 

1. Государственное регулирование рыноч­ной экономики и роль бюджета в этом процессе.

1. Государственное регулирование рыноч­ной экономики и роль бюджета в этом процессе.

 

Для более точного определения бюджета государства, функционирующего в условиях трансформационной экономики, следует учесть и факт усиления роли бюджета в регулировании общественных процессов.

Длительное время (при СССР) государственный бюджет рассматривался лишь с точки зрения централизованного денежного фонда государства, его основного финансового плана, т.е. с точки зрения его "внешних проявлений". По существу, бюджет отождествлялся народнохозяйственным планом. Его основное назначение усматривалось в централизации части финансовых ресурсов и их распределении на общегосударственные нужды.

Ситуация стала меняться в конце 80 — начале 90-х годов. Развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет как на инструмент государственного регулирования.

В условиях формирования рынка производственные отношения, основанные на полной экономической независимости и самостоятельности хозяйствующих субъектов, создают возможности для свободного движения товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию натуральных и стоимостных пропорций, которые не всегда желательны и содействуют экономическому росту. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных сил.

В Республике Беларусь на начало 90-х годов пришелся переходный период от командной экономики к смешанной, характеризующейся развитием рыночной инфраструктуры, конкуренцией, разгосударствлением, созданием различных форм хозяйствования. Состояние экономики республики в 90-е годы рассматривается как кризисное, сопровождающееся спадом производства, разрывом хозяйственных связей предприятий, снижением инвестиционной активности.

В этих условиях в силу несовершенства рынка государственное регулирование экономики становится необходимым и оправданным, а бюджетные методы воздействия на экономику современного государства— наиболее распространенными и эффективными.

Активизация бюджета в условиях трансформационной экономики способствовала оживлению всей системы бюджетных отношений. С их помощью государство осуществляет перераспределение валового продукта, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для осуществления контроля и воздействия на все экономические процессы.

Возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождается увеличением доли бюджетных расходов в ВВП.

Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в экономике требует бюджетного финансирования отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов.

В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отраслей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их экономическую активность.

Изменяются и направления вложения бюджетных средств. Из бюджетного фонда финансируются важнейшие государственные программы: инвестиционные, природоохранные, приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, конверсия военного производства, создание новых рабочих мест, социальная защита граждан, ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, развитие топливно-энергетического комплекса и др.

Государственные инвестиции направляются в прогрессивные и приоритетные отрасли экономики, обеспечивающие стратегические направления ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры, ускорение научно-технического прогресса.

Расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру представляют собой не что иное, как инвестиции в человеческий капитал, и способствуют воспроизводству трудовых ресурсов. Через бюджетный фонд организуется система социальных выплат, которая обеспечивает перераспределение доходов, сохранение политической стабильности. Бюджетные трансферты выравнивают доходы отдельных территорий и уровень их социально-экономического развития.

Таким образом, на переходном этапе к рыночной экономике бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций, которые выступают формой проявления общественного назначения бюджета

Усиление роли бюджета и практическое его использование в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов в условиях трансформационной экономики обеспечивается его специфическими свойствами. К ним можно отнести следующие:

1. Обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам, создает возможность маневрирования бюджетными средствами.

2. На национальном уровне только бюджет способен оказывать влияние на экономику через систему государственных доходов; только бюджет может профинансировать учреждения непроизводственной сферы, мероприятия по социальной политике, расходы на управление, оборону.

3. Расходы бюджета обеспечены финансовыми ресурсами, а казначейская система исполнения бюджета создает максимальную их централизацию и своевременное финансирование предусмотренных мероприятий.

4. В процессе исполнения бюджета осуществляется государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования.

5. Формирование бюджетов по территориальному принципу обеспечивает проведение общей бюджетной политики в отдельных регионах, а также выравнивание уровней их социально-экономического развития.

6. Организация бюджетного процесса позволяет оперативно осуществлять корректировку показателей бюджета по доходам и расходам с учетом изменений макроэкономических показателей, направлений бюджетной политики и других факторов; бюджетное корректирование воспроизводственного процесса позволяет изменять сложившиеся народнохозяйственные пропорции.

Перечисленные свойства бюджета обеспечивают ему преимущества и приоритетное использование в качестве основного инструмента государственного регулирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.