Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы бюджетного устройства




Бюджетная система и принципы ее построения.

Понятие и принципы бюджетного устройства.

Лекция 6.

Бюджетное устройство Республики Беларусь

3. Бюджетные права, их содержание и назначение.

 

Для выполнения своих функций Государственному бюджету тре­буется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концент­рацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

Организация и принципы системы бюджетов, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс входят в поня­тие бюджетного устройства. Оно определяется административно-тер­риториальным устройством Республики Беларусь, а также государст­венной политикой.

Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. определяет основы функционирования бюджетной системы Республики Беларусь, отношения между республиканским и местными бюджетами, а также бюджетами и юридическими и физическими лицами по уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений и использованию бюджетных ассигнований, устанавливает общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов, а также другие вопросы опосредующие функционирование бюджетных отношений.

К факторам, определяющим бюджетное устройство, относятся:

- территориально-административное деление;

- государственное устройство и государственная политика;

- уровень развития экономики;

- и др.

Бюджетное устройство в РБ основывается на следующих принципах:

1. Единство бюджетной системы: обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления бюджетов.

2. Полнота: обеспечивается включением в них всех налогов, определённых законодательством, других обязательных платежей и иных поступлений, определением размеров и порядка расходования денежных средств.

3. Реальность: обеспечивается финансированием расходов исходя из объёмов реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

4. Гласность: обеспечивается доведением до граждан через СМИ хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений местных советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утверждённые бюджеты и отчёты о их исполнении публикуются в печати.

5. Самостоятельность: обеспечивается наличием у бюджетов разных уровней собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

В бюджетах предусматриваются бюджетные резервы - фонды, образуемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финансового обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера.

Бюджетные резервы предназначаются для следующих расходов:

1) возмещения ущерба, причинённого государственному имуществу в результате стихийных бедствий, а также финансирования др. расходов, обусловленных непредвиденными обстоятельствами (в этой части бюджетные резервы выступают как одна из форм страхового фонда);

2) покрытия дополнительных неотложных расходов, выявляющихся в ходе выполнения бюджета;

3) устранения временных кассовых разрывов из-за несовпадения сроков поступления доходов бюджета и расходования средств.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь запрещается создание резервных фондов палат Парламента Республики Беларусь и местных Советов депутатов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 процента доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения.

Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов.

Расходование средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь устанавливается решениями Правительства Республики Беларусь, резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов – решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов ежеквартально информируют палаты Парламента Республики Беларусь о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы ежеквартально информируют соответствующие местные Советы депутатов о расходовании средств резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1 процента доходов республиканского бюджета.

Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.

Сверх предусмотренных расходов в республиканском и местных бюджетах за счёт остатка средств по соответствующим бюджетам на начало планируемого бюджетного года и доходов бюджетов текущего года образуется оборотная кассовая наличность.

Оборотная кассовая наличность – установленная при утверждении бюджета соответствующего уровня сумма резерва, предназначенная для покрытия временных кассовых разрывов, подлежащая восстановлению к началу нового года

Оборотная кассовая наличность в течении финансового бюджетного года используется на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Элементы бюджетного устройства:

1. Бюджетная система

2. Бюджетное право

3. Бюджетный процесс

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.