Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главное государственное казначейство и его функции




Контроль за соблюдением бюджетного законодательства

Отчет об исполнении бюджета.

Исполнение местных бюджетов

Исполнение республиканского бюджета

Главное государственное казначейство и его функции

Организация исполнения бюджета

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов. Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, иных нормативных актов Республики Беларусь и решений местных Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Исполнение бюджета является этапом бюджетного процесса. Здесь выявляются все просче­ты в планировании доходов и расходов бюджета, производит­ся оценка качества прогнозирования макроэкономических показателей с позиции их реальности и обоснованности. Ор­ганизуя исполнение бюджета, Министерство финансов Рес­публики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положений бюджетной политики, используя бюджетные ме­тоды государственного регулирования экономических и со­циальных процессов.

Значительный прогресс в сфере организации исполнения бюджета, управления бюджетными потоками достигнуто с созданием системы государственного казначейства.

Работа по созданию казначейской системы в Республике Беларусь началась в соответствии с приказом Министерства финансов от 16.12.1993 г. «О государственном казначействе Республики Беларусь». Следующим документом, регулирую­щим деятельность казначейства, явилось Положение «О глав­ном государственном казначействе Министерства финансов Республики Беларусь» (1996).

Это позволило сконцентрировать финансовые ресурсы го­сударства на едином казначейском счете, что создало воз­можности более широкого маневрирования ими и ускорения расчетов, принципиально изменило процедуру исполнения бюджета. Система казначейства предусматривает переход на фи­нансирование расходов министерств и ведомств, их подве­домственных учреждений с единого казначейского счета, пе­речисление средств непосредственно в адрес поставщиков то­варов и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление средств на счета их распорядителей.

Главными аргументами в пользу создания такой системы явились недостатки действующего механизма исполнения бюджета. Основные из них:

- распыление бюджетных средств по многочисленным счетам бюджетных учреждений в банковской системе. В этих условиях Министерство финансов не располагало опе­ративной информацией об использовании ранее выделенных средств, что способствовало накоплению остатков на счетах учреждений, создавало возможность банкам использовать их в качестве временных ресурсов. В то же время для финансирования бюджетного дефицита привлекались кредиты На­ционального банка на платной основе;

- низкая скорость движения бюджетных потоков до ко­нечного потребителя не способствовала своевременным рас­четам с субъектами хозяйствования. Бюджетные средства проходили длительный путь, попадая на счета министерств, затем распорядителей второго уровня, конечного распоряди­теля и лишь затем отправлялись по назначению;

- отсутствие оперативной информации о движении бюд­жетных потоков в связи с распылением бюджетных ресурсов затрудняло проведение анализа и оценки текущего ис­полнения бюджета. Вместе с тем для выработки основ­ных направлений корректировки текущей бюджетной политики и принятия оперативных решений по их реа­лизации требуется проведение периодического анализа исполнения бюджета, определения тенденций и про­блем его развития. Результаты такого анализа важны также для прогнозирования бюджета на будущий год;

- отсутствие предварительного контроля за операциями с бюджетными средствами. Последующий контроль по своей природе не может предотвратить нецелевое использование бюджетных ресурсов.

Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь о рганы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включают в себя:

1. Главное государственное казначейство Министерства финан­сов;

2. территориальные органы государственного казна­чейства.

 

Главное го­сударственное казначейство - структурное подразделение Министерства финансов Республики Беларусь.

Основными задачами Главного государственного казна­чейства являются: организация исполнения республиканско­го бюджета Республики Беларусь и управление государ­ственными финансовыми ресурсами, находящимися на сче­тах казначейства; осуществление учета и проведение бюджетно-финансовых операций по счетам казначейства, обес­печивающих исполнение бюджета, распределение бюджет­ных потоков.

Главное государственное казначейство осуществляет крат­косрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами и перспективную оценку его исполнения.

При необходимости Главное государственное казначей­ство может вносить предложения по привлечению дополни­тельных доходных источников бюджета, средств для финан­сирования бюджетного дефицита, а также экономии бюд­жетных ресурсов. В рамках этой деятельности Главное госу­дарственное казначейство проводит анализ и корректировку программ исполнения республиканского бюджета с учетом имеющихся финансовых ресурсов.

Главное государственное казначейство руководит рабо­той территориальных органов казначейства.

По окончании бюджетного периода Главное государст­венное казначейство составляет отчет об исполнении респуб­ликанского бюджета за истекший год, а также консолидиро­ванного бюджета.

В функ­ции Главного государственного казначейства также входят коорди­нация работы с банками, осуществление уполномоченными операций по счетам казначейства, прием информации о дви­жении средств по этим счетам, а также участие органов мест­ного управления и самоуправления в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между республиканским бюдже­том и бюджетами областей и г.Минска.

Для обеспечения своих функций по организации испол­нения бюджета Главное государственное казначейство наде­лено широкими правами:

- истребовать и получать от юридических и физических лиц информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государствен­ных средств, от банков и других финансово-кредитных уч­реждений — сведения о состоянии счетов министерств, ве­домств, предприятий, организаций, учреждений, использу­ющих средства республиканского бюджета, целевых бюд­жетных фондов, движении средств по этим счетам;

- выдавать банковским учреждениям обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, уч­реждений, организаций в бесспорном порядке средств, выде­ленных из республиканского бюджета и использованных не по целевому назначению, а также задолженности по ссудам при несоблюдении условий их погашения;

- ограничивать и приостанавливать финансирование рас­ходов за счет государственных средств в случае несоблюде­ния их получателями законодательных норм и нормативных актов, нецелевого и неэффективного их использования;

- давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей средств по республиканскому бюджету и це­левым фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных актов.

Второй структурной составляющей казначейской системы являются территориальные органы государственного казначейства. Их создание потребовала концентрация средств на едином счете каз­начейства, расширение круга их получателей, необходи­мость усиления деятельности по исполнению бюджета в ус­ловиях его несбалансированности. Этому способствовало Постановление Со­вета Министров Республики Беларусь от 8.04.1998 г. "О пе­реходе на казначейскую систему исполнения республикан­ского бюджета и создания территориальных органов госу­дарственного казначейства". В соответствии с этим докумен­том в областных центрах и г. Минске созданы территориаль­ные структуры казначейства. Приказом Министерства фи­нансов от 10.08.1998 г. утверждено Положение "О террито­риальных органах государственного казначейства".

Территориальные органы казначейства включают:

- управления государственного казначейства по областям и городу Минску,

- отделения и представительства государственного казначейства в городах и районах.

Они входят в систему органов Главного государственного казначейства Республики Бела­русь, подчиняются Министерству финансов и вышестоящим органам государственного казначейства.

Территориальные формирования осуществляют исполне­ние республиканского бюджета, учет операций по движению средств республиканского бюджета на счетах органов казна­чейства, обслуживающих соответствующий регион, переда­ют вышестоящим органам казначейства информацию об ис­полнении доходов и расходов республиканского бюджета по данной территории. Они контролируют своевременность со­вершения операций со средствами республиканского бюдже­та и их целевое направление использования.

Процесс формирования территориальных органов казна­чейства в настоящее время продолжается.

Управление денежными средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с Бюджетным Кодексом осуществляется со счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным органам, которые в совокупности составляют единый казначейский счет.

Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь учет всех операций с денежными средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с Бюджетным Кодексом осуществляется отдельно.

Внебюджетные средства бюджетных организаций учитываются на едином казначейском счете.

Открытие и закрытие счетов распорядителей и получателей бюджетных средств по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, иных государственных средств, предусмотренных законодательством, осуществляются по распоряжению органов государственного казначейства.

Счета Министерства финансов по учету средств республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов находятся в Национальном банке Республики Беларусь.

Практическую реализацию казначейской системы обеспечивает автоматизированная система казначейства, которая является единой информационной базой, обес­печивающей сбор, обработку, анализ и обобщение информа­ции о результатах текущего (ежедневного) исполнения бюд­жета и состоянии целевых бюджетных фондов.

Таким образом, создание казначейской системы позволи­ло перейти на совершенно новую технологию исполнения бюджета. Непосредственно с единого казначейского счета и со счетов территориальных органов казначейства финанси­руются расходы большинства главных распорядителей бюд­жетных средств и их подведомственных учреждений, минуя зачисление средств на их счета в банках.

Централизация бюджетных ресурсов на едином счете казначейства позволяет осуществлять оперативный конт­роль за поступлением доходов бюджета, целевым использо­ванием бюджетных средств, соблюдением банковскими уч­реждениями правил кассового исполнения бюджета.

Исполнение бюджета — достаточно сложный процесс, требующий взаимодействия большого количества участвующих в нем структур: Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного тамо­женного комитета, местных финансовых, налоговых и тамо­женных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.