Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всеобщий диалектико-материалистический метод

Его всеобщность выражается в использовании во всех конкретных науках и на всех этапах научного познания.

Теория права и государства применяет, как и всякая другая наука, универсальный диалектический метод, поскольку в его основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, а также частые (специфические) методы исследования своего предмета. Применение общих методов обусловлено тем, что все изучаемые явления независимо от их различия между собой, характеризуются определенным сходством. Например, форма государства и форма дома. В смысле специфической природы они различны. Но в качестве способа существования государство и дом тождественны, и в том и в другом случае речь идет о форме их существования. Поэтому, предварительным условием постижения их специфического способа существования является выяснения содержания общего для них понятия - формы как таковой. Итак, общий метод -это метод диалектики. При изучении государства и права применяются общие для всех наук законы и положения диалектики, которая представляет собой учение о движении, изменении и развитии явлений.

А теперь более подробно остановимся на характеристике этого метода. По справедливому замечанию сербского ученого Р. Лукича,"... нельзя стать хорошим юристом, оставаясь лишь "чистым" диалектиком, не обладающим знаниями, необходимыми для применения специальных методов, присущих правовым и государственным явлениям. Однако нельзя им стать и в том случае, если ограничиваются исключительно специальными, чисто профессиональными методами и не подходить к праву и государству с позиций более общего, диалектического метода". То есть для изучения таких многогранных явлений, как право и государство необходимо применение всего комплекса методов, как общих, так и частно-научных.

Элементы диалектики как методы познания явлений окружающего мира были известны еще в глубокой древности. О них, например, вел речь древнегреческий философ Гераклит, крылатая фраза которого "...в одну реку нельзя войти дважды" как раз и выражает идею постоянного движения материи. Построение классической системы диалектики связано с именем немецкого философа Гегеля. Как объективный идеалист Гегель первичным считал мировую идею, разум, а вторичным все материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающего мира. Гегель и сформулировал три основных закона диалектики:

1.Закон перехода количества в качество.

2.Закон единства и борьбы противоположностей.

3.Закон отрицания отрицания.

Марксизм, восприняв диалектику Гегеля и предшествующие учения материалистов (кстати, история материализма, как и идеализма, насчитывает тысячелетия), решил проблему соотношения материального и духовного (материи и сознания) в пользу первичности материи и вторичности сознания. Материя, окружающий мир это объективная реальность, существующая сама по себе, а не потому, что она отражается в сознании человека. Иначе говоря, сознание отображает материю, которая существует вне сознания человека и независимо от него. В этом и состоит суть материалистического подхода. Таким образом, метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов. А поэтому и в настоящее время он занимает значительное место в исследовании, в частности, явлений общественной жизни. Однако, если в недалеком прошлом этот метод доминировал и считался единственно верным инструментом научного познания, то в настоящее время положение изменилось. Бесспорно, применение указанного метода при изучении государственно-правовых явлений дает возможность объяснить многие процессы, происходящие в жизни общества. Поэтому оказаться от использования метода материалистической диалектики по идеологическим соображениям было бы неразумным, да и невозможным шагом. Ведь в соответствии с принципом плюрализма, научное познание должно учитывать и противоречивые взгляды на одно и тоже правовое или государственное явление и применять различные методы для их исследования. Понятно, что трактовка любого явления только с позиции одного метода неизбежно приводит к односторонним и необъективным выводам. Поэтому метод материалистической диалектики должен рассматриваться нами не как основной и единственный, а как один из методов, который имеет такое же право на существование, как и все остальные. Следовательно, он может и должен использоваться при научном исследовании, но в совокупности со многими другими приемами и способами. Только такой подход, учет всего многообразия точек зрения и мнений позволит выработать действительно научное представление о том или ином государственно-правовом явлении с помощью одного из методов исследования, ни в коем случае нельзя принимать за абсолютную и бесспорную истину.

При изучении государства и права метод материалистической диалектики проявляется в том, что право рассматривается как явление, которое определяется в том, что право рассматривается как явление, которое определяется природой человека, социально-экономическими, политическими духовными и иными условиями жизни общества. Государство рассматривается как явление обусловленное развитием человеческого общества, необходимостью сохранения его целостности и единства.

И право и государство постоянно изменяются. Каждый новый этап в общественной жизни, это и новая ступень в развитии права и государства. Постепенные количественные изменения (обновление законодательства, реорганизация государственных органов, в частности) в правовой системе и в государстве, приводят к качественным преобразованиям права и государства. Сохраняя прежние, положительные элементы и накапливая новые, право и государство становятся качественно иными по сущности, выполняемым функциям, социальному назначению. Для наглядности достаточно сопоставить рабовладельческое государство и право и современное государство и право. Однако, было бы неверно считать, что изменения, происходящие в государственно-правовой жизни всегда носят прогрессивный характер. Иногда, процессы, протекающие в жизни общества носят ярко выраженный регрессный характер. Нельзя не видеть таких негативных проявлений, как существование в определенные периоды фашистских режимов в некоторых государствах, тоталитарное прошлое нашей страны, вооруженное противостояние некоторых постсоциалистических государствах, общий рост преступности и другие. Все это не может не сказаться на правовой и государственной жизни того или иного государства. Означает ли это, что общественное развитие в целом не носит прогрессивного характера? Наверно нет, так как в любом государстве в разные периоды его существования имели место как позитивные так и негативные тенденции. Весь ход общественного развития ярко свидетельствует о том, что оно не возможно без спадов и потрясений. Однако всегда находились возможности преодоления негативных факторов, решение проблем, стоящих перед обществом. И пока оно существует будут иметь место и положительные и отрицательные проявления, в какое-то время будут преобладать одни, в какое-то время - другие. Это вполне соответствует законам развития общества и диалектическим законам, например закон единства и борьбы противоположностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Логические приемы | Общие методы исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.