Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие теорий происхождения rocудаpcтвa

В мире всегда существовало и существует множество различ ных теорий, объясняющих процесс возникновения и развитие государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения, различных социальных, групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства. 3а время существования науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи, самых различных предположений. Вместе с тем, споры о природе государства продолжаются и по сей день.

На протяжении всей истории развития человечества особая роль в решении этих вопросов отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства (теологическая теория). «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова», - читаем мы в Библии. Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флорэ и др.

Рассматриваемый подход не является научным, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога: его нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании бога. Ибо "священные учения есть... знание, которым обладает бог, а также те, кто удостоен блаженства" (Ф. 0ий: Антология мировой философии в 4-х тт., т. 1, ч, 2. -М., 1969, с. 827). На этом основании многие авторы учебников и пособий по теории государства и права на теологической теории специально не останавливаются. Однако теологическая теория (от гр. theos - бог и logos - учение, то есть богословие, учение о боге) не только предшествовала иным теориям во времени, но так или иначе, хотя бы и в результате противоборства с нею, сказывалась на их формировании и развитии.

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии (гр. mesos - средний) или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и др.

Колыбелью многих ранних философских, религиозных и иных теорий принято считать Древнюю Грецию. Древнегреческий философ, основатель диалектики и ярый противник демократии - Сократ (469-399 до н.э.) - был казнен (из уважения к закону предпочел побегу чашу с ядом) за «введение новых божеств» и развращение тем самым юношества. Его ученик, потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, известный больше под прозвищем Платон (от греч. "широкий"; 427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество [о том же писал в трактатах-диалогах "Государство" (10 книг), "Политика", "Законы" и др.]. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) - также утверждал божественное происхождение государства и права.

Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запутанным и нерешенным, не умея естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать "божественное установление". Вместе с тем, в рассуждениях тех же древних философов находим истоки теории естественного права, поскольку, по мнению Аристотеля, законы, не зависящие от воли людей, не только божественны по своему происхождению, но по своей природе составляют и естественное право людей. Более того, Аристотель само рабство считал естественным состоянием предназначенных для этого людей.

Особенно широкое распространение идеи божественного происхождения го сударства получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в фео дальный период. На рубеже 12-13 веков в Западной Европе развивается, например, теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и сам является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он ждал, что процесс возникновения и развития государства, аналогичен. сотворения богом мира. Религиозные учения о происхождении государства имеют хождение и поныне. Сама по себе религиозная или теологическая теория довольно многоаспектная, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств как Древнего Восто ка, так и Древнего Запада (Греция, Рим).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представления о том, что земные порядки и есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого по нимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Примерно в тот же период средневековья в русле теологической теории получило распространение учение богослова Фомы (Thomas) Аквинского (1225-1274), в более позднее время именуемое томизмом. Процесс возникновения государства и права рассматривался им аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога, в свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет и безусловную обязательность. Не случайно поэтому в XVI-XVIII веках теологическую теорию активно использовали для обоснования неограниченной власти монарха. В первой половине XIX века заметным представителем этой теории выступал видный французский политический деятель и католический философ граф Ж. Местр (1753-1821), посланник сардинского короля в Петербурге в 1802-1817 г.г..

Официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав государство и право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Такая позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к быстро меняющейся политической реальности нашего времени.

Итак, как уже отмечалось выше, основная идея теологической теории -божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.

Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (то есть императора Китая) является единственной точкой связи с высшими небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные липа и государственный аппарат в целом есть лишь проводники высшей власти.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источ никами власти правителя, сами вместе с тем остаются вершителями земных и прочих дел. Согласно мифам египтян, а затем и греков, боги выступают также, в ка честве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в денных ими обществах и государствах.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный бот находится в особом договор ном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (вер ховным законодателем, правителем и судьей), законы -еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление, власти осуществляется людьми от бога, от его имени, но в экстраординарных случаях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса, и т.п.)

Законы, правосудие, справедливость по-египетски олицетворяет богиня Maaт (Ma-ат). Судьи носили ее изображение и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов и чиновников, а также официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что вое они соответствуют, или должны соответствовать маат - естественно-божественному порядку справедливос ти, что находит свое выражение в Ригведе (священных гимнах индоариев), дао (в древнекитайской мифологии), дике (у древних греков). Речь везде идет, о прав де-справедливости, которая в последующих ествественно-правовых концепциях. правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право.

Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель (другие представители - Фильмер, Н.К. Михайловский). Пла тон, ученик Сократа, приобрел рощу на окраине Афин, носившую имя героя Академа, основал здесь свою знаменитую академию, прoсуществовавшую почти целое ты сячелетие (до 529 года н.э.).

Платон в своем знаменитом труде «Государство» констатирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в которой власть монарха ото ждествляется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой: государство - это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.

По самой идее справедливости, говорит Платон, справедливый человек нис колько не отличается от справедливого государства. Трем началам человеческой души (разумному, яростному и вoждeлeющeмv) соответствуют совещательное, защитное, деловое в государстве, а с этим последним - три сословия: правителей, воинов, производителей (ремесленников и земледельцев).

Платон определенно высказывался в пользу города-полиса, говорил о разделении трvдa между горожанами, что представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового строя. Быт в государстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быт жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий». Платон противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает, политическое значе ние имущественного расслоения общества, что ведет, к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство.

Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх», где он показывает получение власти от бога и затем передачу ее старшему сыну - патриарху, а зятем уже потомкам - королям.

Ирригационная теория возникновения государства связывается с необходи мостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах - образования первичных гогодов-государств, в Месопота мии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса, управленцев-чиновников, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т.п. Ирригационные работы диктовали необходимость жесткого централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.п. В основе этой теории лежит концепция К. Витфогеля.

Материалистическая (марксистская) теория происхождения государства. Эта теория до недавнего времени была господствующей в нашей науке. Ее представители К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Г.В. Плеханов. Эта теория исходит из того, что государство возникло в силу экономических причин. Общественное разделение труда привело к. появлению прибавочного продукта и частной собственности. Частная собственность приводит к имущественному расслоению общества, то есть расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами. Появляются: класс богатых, который стремится упрочить свое экономическое преимущество и класс бедных, который стремится изменить свое зависимое положение. Между ними происходит классовая борьба. Для марксистского понимания происхождения государства недостаточно сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и раскола общества на враждебные классы.

Нужно из этого положения сделать вывод о том, что государство не устраняет борьбы классов. Оно возникает как объективный результат этой борьбы. Поэтому Ленин употребил формулировку, что государство возникает «там, тогда и постольку, где, когда и поскольку» классовые противоречия непримиримы, чем подчеркивается длительность и постепенность процесса происхождения государства. Государство есть продукт и проявление неприменимости классовых противоречий Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности на средства производства, развивается под охраной и защитой государства. Государство возникает для того, чтобы охранять его, держать в узде угнетенные классы. Государство не примиряет, а только умеряет столкновения классов для того чтобы они не уничтожили друг друга в классовой борьбе. Как свидетельствует история, полный мир между классами невозможен. Следовательно, государство является аппаратом насилия, машиной принуждения, оно специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая интересы экономически господствующего. Маркс охарактеризовал государство, как орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, это не сила извне навязанная обществу и есть результат его внутреннего развития. Как только общество начинает делиться на эксплуататоров и эксплуатируемых, так всегда и везде вместе с ростом и укреплением этой дифференциации возникает и развивается особый институт - государство. Общество, - писал Ф. Энгельс, создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот ор ган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более явно осуществляет его господство. Появившаяся новая организация является ухе не организацией всего общества, а только его части - собственников средств производства. Она предназначена для охраны сложившихся экономических отношений и имущественного неравенства.

Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени его развития, государство есть признание того что это об щество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно не способно. Поэтому и нужна сила, которая бы умиряла столкновения, держала общество в границах порядка. И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Следовательно, суть марксистской теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы и классовой борьбы. Зна чит с исчезновением классов государство должно тоже исчезнуть.

Естественно-правовая теория происхождения государства (договорная). Представители этой теории Эпикур, Гоббс, Руссо, Локк, Дидро, Радищев, Пестель. Основой данной теории яв ляется положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека, которое заключается в его неограниченной свободе. Сторонники этой теории считают государство результатом юридического акта - общественного договора, в котором выражается разумная воля народа. Поэтому государство - это сознательное объединение людей, соединившихся ради лучшего обеспечения свободы и порядка на основе договора между ними, в силу которого они пере дают часть своей свободы и часть своей власти государству. Договор определяется как совокупность условий для организации и сохранения общества. Призна вая существование неравенства в обществе, сторонники этой теории считают, что, заключая общественный договор необходимо создать такую организацию, которая защищала бы и охраняла личность и имущество каждого участника. Люди входя в государство не теряют свою естественную свободу, а лишь ограничивают ее. Каждый отдает свою личность под руководство общей воли и признается как нераздельная часть единого целого. Поэтому общественный договор не разрушает ес тественного равенства, а заменяет физическое неравенство моральным и законным равенством. Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась неоднозначно, некоторые ее аспекты нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства (США в своей Конституции юридически зак репили договор между народами, входящими в их состав, СССР был образован на основе договора между республиками).

Органическая теория происхождения государства. Представители этой теории Г. Спенсер, И. Блюнчли, Вормс. Суть этой теории заключается в том, что общество и государство представляются как организм и их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма.

Государство - это общественный организм, со стоящий из отдельных, людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями. Она выражается в обеспечении государством благополучия для своего народа. Болезнь организма (государства) сказы вается на составляющих его клетках (людях) и наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. Такое представление о государстве может показаться ненаучным. Однако эта теория также имеет свои положительные моменты. Неоспоримо, например, что гибель человечества будет оз начать и гибель общества, и гибель государства. Эта теория представляет государство и живущих в нем людей, как составные элементы единой системы, взаимо связанные и взаимодействующие.

Теория насилия происхождения государства. Представители Дюринг, Гумплович, Каутский и другие считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Возникнове ние частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Внутреннее на силие включает в себя, прежде всего, экономическое и политическое принуждение внутри страны. Внешнее насилие - это завоевание одним народом или племе нем другого народа или племени, Государство, согласно этой теории, продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще остались различия меж ду победителями и побежденными.

В соответствии с теорией внешнего насилия государство образуется в результате завоевания сильным племенем более слабого. Победившее племя становиться господствующим, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Возникает рабство, затем появляется частная собственность и классы. С появлением частной собственности связан переход к оседлому, земледельческому быту. Принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство. Государственная власть возникает из физического преобладания господствующего племени, а затем превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество этого класса. В этой теории есть элементы экономической концепции, она основывается на действиях человека, обусловленными экономическими и социальными факторами его жизни. Полностью отвергать эту теорию нельзя. Исторический опыт показывает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности исторически длительное время. (Например, возникновение такого мощного государства, как Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения практически любого государства. (Например, римское государство, Киевская Русь). Насилие в войне между Севером и рабовладельческим Югом сыграло решающую роль в образовании США. Ясно, что эти исторические факты лишь частично подтверждают истинность теории насилия и не позволяют полностью ее отвергать.

Психологическая теория. Одними из представителей этой теории являются Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, З. Фрейд, Э. Дюркгейм. Общество и государство определяется этой теорией как сумма психических взаимодействий людей и их объединений. У человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, и чувство необходимости коллективного взаимодействия. Общество и государство считается следствием психологических закономерностей развития человека. Понятно, что общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. Однако нельзя свести всю общественную жизнь только к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии. В то же время эта теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые не объяснены другими теориями.

Однако объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения все же не возможно.

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Не нужно отрицать разнообразие подходов к данной проблеме, необходимо суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем многообразии его проявлений в реальной жизни. Ведь любая теория происхождения государства, существовавшая и существующая, представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на объективные исторические явления. Поэтому полное право на существование имеют и органическая и психологическая теории происхождения государства, так как они исследуют биологические и психологические особенности человека как члена общества, а общество и государство как систему взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. С позиций договорной и экономической теории эти воззрения не состоятельны, тем не менее договор об учреждении государства может быть заключен биологическими индивидами, обладающие нормальной человеческой психикой. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин также невозможно без участия психики человека и его физических усилий. В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, политических, нравственных, религиозных, однако все они реализуются лишь через физиологию и психику. И все же главная отличительная особенность всех научных представлений о происхождении государства в том, что они концентрируют внимание на человеке, как стержне общества и государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государства | Государство как явление цивилизации и культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.