Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право в современном понимании

Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качества государственного регулятора общественных отношений: а) норма тивность, поскольку право состоит из правил поведения общего характе ра; б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Сущность права видится в "обеспечении" или "разграничении" жиз ненных интересов людей, в "выражении их воли", в "установлении" опре деленного порядка общественной жизни. Имеются и другие научные взгля ды на сущность права.

Новый подход к праву состоит в попытке установить различия между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как фор мой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона.

Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выра жать сути права как объективного мерила человеческой свободы. Послед нее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Германия, ста линский период в Советском государстве, расистские режимы в странах Африки. Не смотря на обилие законов, нормативных предписаний исполни тельной власти в этих странах, нельзя даже с приблизительной вероят ностью говорить об их правовом характере. Это были антиправовые зако ны, не имеющие ничего общего с правом, справедливостью, свободой че ловека.

Важное место в современном понимании сущности права занимает тео рия возрожденного естественного права, утверждающая определяющее зна чение ценностных, нравственных начал в праве. К ним относятся справед ливость и естественные неотъемлемые права человека. Так, в справедли вости предлагается видеть основу законодательства, или идеальный поря док, который человек стремиться реализовать через право, закон. Утвер ждается, что позитивному праву предшествует осознание членами социаль ной группы справедливости политического повиновения.

Всеобщее признание получило требование соответствия позитивных за конов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и сво бод личности. Они становятся основным критерием оценки права. Эти идеи нашли свое воплощение во Всеобщей декларации прав человека ООН, в Хар тии прав человека для Европы и других международных пактах и конвен циях о правах человека. В конституциях ряда государств основные права человека прямо признаются действующим правом (ФРГ), устанавливается недопустимость законодательного ограничения ряда основных прав (США).

В российской теории права также получило развитие понимание сущ ности права как меры свободы и справедливости, возникающей в общест ве еще "до закона", до создания норм позитивного права. Такая трактов ка встретила возражения с точки зрения практики применения и реализа ции права. Однако в различении права и закона следует видеть не подрыв обязательности позитивного права, а его нравственно-филосовскую осно ву.

Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от ко торых не должны отступать ни законодатели, ни законы демократического правового государства, нашло отражение в новой Конституции Российской Федерации.

Однако к осознанию свободы и справедливости как гуманистической, нравственной основы, определяющей сущность права, цивилизация не мог ла прийти сразу. Государствам предшествующих эпох были чужды принципы всеобщего равенства перед законом, свободы личности, и понятие права не могло подняться выше уровня развития общества. Начиная с глубокой древности справедливость провозглашалась целью и основой законодатель ства. Однако ее понимание в условиях в условиях неравноправия каст и сословий, угнетения трудящихся было классово ограниченным. Равноправие, права и свободы личности в качестве общечеловеческих ценностей и основ правопорядка признаны только на современном этапе истории человечест ва. А полное осуществление этих принципов во всех странах еще впереди.

Концепция современного правопонимания исходит из естественно - правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип регулирования, отли чающий его от других регуляторов общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного). В рамках историко-материалистической концепции права таким специфическим принципом приз нается принцип формального равенства.

Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Оно имеет всеобщий характер, так как одинаково распространяется на всех субъектов определенного круга право вых отношений. Право - это всеобщий масштаб и равная мера свобода. Ко нечно объем и конкретное содержание правового равенства изменялось со временем: отделение на свободных и рабов до всеобщего формального ра венства для всех; но главное же состоит в том, что принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость.

Принцип правового равенства, безусловно, является абстрактным выражение справедливости, о чем писали основоположники марксизма-лени низма. Однако наличие в нем именно правовых начал объективно позволяет обеспечивать равные возможности людей в сфере правового регулирования, утверждать равное для всех значение справедливости, отсекая произвол в общественной жизни. Если же всеобщее и равное для все значение спра ведливости подменяется какими-либо частными эгоистическими интересами, происходит разрыв границ между правом и произволом. В таком случае за кон, как форма выражения права, лишается правового смысла и соответ ствующего критерия справедливости. в силу только лишь властной прину дительности закон начинает выдаваться за исходное выражение того, что есть право и справедливость.

Смысл различения права и закона обусловлен двумя взаимосвязанны ми факторами:

1. Необходимостью разграничения и противопоставления права и произвола;

2. Необходимостью установления соответствия закона объективным требова ниям права.

Представители же традиционного правопонимания, отождествляющие право и закон, считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. При таком понимании права последнее обязательно лишь для подвластных. Сама же законодательная власть в своей деятельности руководствуется только процедурными нормами. Провозглашая идею господ ства закона и законности, сторонники традиционного правопонимания не учитывают главного: объективного критерия правомерности и справедли вости этих законов и законности, соответствия их требованиям права, отличие их от произвола властей и несвободы подвластных.

Правовой закон характеризуется следующими признаками:

1. Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в пра ве меры свободы людей.

2. Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового ра венства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства.

3. Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных).

4. Правовой закон - это не продукт воли и субъективного усмотрения зако нодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержание права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности раз вития общества.

5. Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

Таким образом, заслуга представителей современного правопонимания состоит в том, что они объединили формальные признаки права и те объ ективные факторы, которые придают праву качество справедливого регуля тора общественных отношений, обеспечивающего всеобщий масштаб и равную меру свободы для тех, кто находится в сфере правового регулирования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории происхождения права | В В Е Д Е Н И Е. Сегодня человечество поставлено перед необходимостью сделать гло бальный поворот в своем развитии: оно должно приучить себя в условиях мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.