Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая регламентация политических отношений

Политика имеет свойство определять тенденции общественного развития, заглядывать в будущее. Характерным примером этому явля ются недавние пятилетние планы социально-экономического развития СССР или программы деятельности политических партий.

Однако субъективные возможности политики весьма ограничены. Она не застрахована от ошибок и противоречий.

Политика может не только стимулировать развитие той или иной общественной системы, но и консервировать на некоторое время ее состояние или даже опре делить движение вспять.

Реальной, рассчитанной на перспективу политика может быть лишь в том случае, если она отражает баланс интересов всего населения и объективные закономерности функционирования данной политико-правовой системы. Политика в этой связи становится субъективным образом объективного мира, инструментом перевода объективных об щественных потребностей в практику деятельности больших социаль ных групп и государства.

Содержание политики сложно и многопланово. Оно представлено и отношениями между различными субъектами по поводу государст венной власти, и формируемыми на этой основе нормами.

Условно все политические отношения можно подразделить на три группы.

Первая группа внутриорганизационные отношения между члена ми политического объединения по поводу удовлетворения корпора тивных интересов с помощью государственной власти.

Вторая группа — межинституциональные отношения между клас сами, нациями и другими социальными объединениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управления.

Третья группа — отношения между субъектами политической сис темы по поводу управления обществом как единым социально-полити ческим организмом.

Политические нормы могут вырабатываться на всех уровнях дан ных отношений:

на первом — они выражаются прежде всего в различ ного рода программных документах и декларациях;

на втором — в меж партийных соглашениях;

на третьем — в общенациональных государ ственно-властных решениях.

Политические нормы обязательны лишь для субъектов определен ного социально-политического объединения.

Для управления общест вом, регулирования наиболее значимых отношений с участием всех коллективных и индивидуальных субъектов выступает право. Без него и политика не только не может быть реализована, но и успешно выра ботана. Лишь через право пришедшая к власти социальная группа может обеспечить свои интересы, придать своей воле всеобщее значе ние, сделать ее обязательной для исполнения всеми членами общества.

Государственная политика «разговаривает» со своими гражданами на языке права. В этой связи в обыденной жизни формируется пред ставление: будто только государство создает право и меняет его содер жание произвольно, по своему усмотрению.

Однако эти взгляды не бесспорны. Право не является возведенной в закон волей государства, оно лишь формируется им как органом общенационального представительства.

Государство оформляет право в виде общеобязательных актов и координирует деятельность иных субъектов политической системы в сфере правотворчества. Его содер жание зависит от многообразных объективных и субъективных при чин, находящихся за пределами государства. Современное право по своей сущности есть сбалансированная воля всего общества, всех его социальных групп и слоев, воля, превращающая государство из все властного господина в контролируемого слугу общества.

Право используется государством для:

• закрепления политической власти и ее структурной организа ции;

• руководства хозяйственной, экономической жизнью страны, ор ганизации и регулирования производственной деятельности;

• установления порядка распределения и обмена продуктами труда, ценообразования, формирования и распределения нацио нального дохода;

• регулирования социально-политических и национальных отно шений между различными социальными группами;

• борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, пре ступностью;

• упорядочения внешнеполитических отношений.

Конечно, деятельность государства воплощается не только в право вых, но и в организационных формах. Однако и эта деятельность долж на быть основана на праве, она не может находиться с ним в противо речии.

Право — относительно самостоятельное явление общественной жизни. Эта самостоятельность позволяет ему влиять на политику, ус танавливать границы социально значимой деятельности государства, гарантировать общество от узурпации политической власти. Правовая форма обеспечивает доступ к государственному управлению широких слоев населения, их возможность влиять на выработку наиболее важ ных социально значимых решений. Она устанавливает обязанность государства обеспечивать безопасность личности, ее права и свободы.

В процессе исторического развития общества степень использова ния права была различной. Однако по мере усложнения общественной жизни, совершенствования самого права и его возможностей наблюда ется устойчивая тенденция к повышению роли права во всех сферах деятельности человека.

В то же время законодатель не должен допус кать чрезмерности правового регулирования, преувеличивать возмож ности права, что, к сожалению, происходит на практике.

Часто законодатель, не взвешивая возможности других социальных регуляторов, не выявив истоки неэффективности действующих право вых норм (которые могут быть связаны с социально-экономическими и политическими факторами, с недостаточным контролем или иными, не юридическими, обстоятельствами), пытается создавать все новые и новые правовые нормы, не решающие, однако, современных проблем.

Следует иметь в виду, что чрезмерность правовой регламентации не тождественна простому арифметическому (количественному) увели чению числа или объема принимаемых норм.

Оно может выражаться и в избыточном использовании той или иной формы (когда издаются многочисленные правовые акты одного уровня, противоречащие друг другу, когда проводится необоснованное параллельное регулирование родственных отношений и т. д.) или в зарегулированности по содержа нию (когда осуществляется ненужное, необоснованное юридическое вмешательство в общественную жизнь).

Избыточность правовых норм только дезорганизует поведение людей, сковывает их инициативу. Они теряют необходимые ориентиры.

Вопрос о достаточности использования правовых средств решается конкретно-исторически в зависимости от общественных потребностей, условий, методов управления.

Так, низкая квалификация государст венных служащих, невысокая степень знаний правовой материи требу ет более детального, конкретного правового регламентирования. В свою очередь, казуистическое регулирование объективно не может учесть всего многообразия жизненных ситуаций и требует все большей модификации и количества правовых норм.

Поскольку право оказывает активное обратное воздействие на эко номику и социальные процессы, необходима выработка научно обо снованной правовой политики, соединяющей возможности политики и права. Законодателям необходимо определиться, какие жизненно важные отношения нужно регулировать с помощью права, какими методами и с помощью каких средств, как обеспечить правовое вос питание населения, повысить уровень его правовой культуры. В этой связи должна быть четко перераспределена компетенция правотворческих органов, чтобы не было необоснованного дублирования и воз никающих на этой основе противоречий, чтобы содержание прини маемых актов соответствовало как закономерностям функционирова ния природы и общества, так и закономерностям действия самого права.

В демократически развитых государствах субъектами выработки правовой политики становятся, хотя и в разной степени, все участники политической системы: государство, политические партии, союзы, дви жения и т. д. Причем основную нагрузку в этой деятельности берет на себя государство. Оно организует формирование правовой поли тики и претворяет ее в жизнь через систему правоприменительных органов.

Следует иметь в виду, что формирование правовой политики не ограничивается процессами правотворчества и правового воспита ния. Она детализируется, конкретизируется, а порой и весьма суще ственно изменяется в процессе реализации права. Именно об этом свидетельствует практика деятельности нашего государства и других государств мирового сообщества.

С помощью правовой политики можно как стимулировать, так и тормозить развитие социально-эко номических процессов.

В тоталитарных же государствах правовая политика вырабатывает ся правящей партией или политической группировкой, подчинившей себе всю политическую систему, включая государство. Возможности иных субъектов минимальны или исключены вовсе. Правовые акты при этом часто просто подменяются политическими решениями.

Политика и право настолько тесно переплетаются и взаимодейству ют при регулировании социально значимых отношений, что специаль ного рассмотрения заслуживает вопрос об их общих и отличительных свойствах.

Общность политики и права:

1. Единые причины, истоки формирования, а также единое назначе ние, цель, состоящая в регулятивном обеспечении устойчивости, ста бильности существования и развития социальной системы. И полити ка, и право представляют собой своеобразную реакцию общества на чрезмерное неравенство людей, грозящее взорвать социальную об щность.

Само по себе неравенство является естественным сопоставитель ным свойством человека, обусловлено его природно-биологическими и социальными факторами. При определенных условиях оно даже стано вится мощным стимулом к самосовершенствованию индивида, к про грессивному развитию общества в целом. Однако по достижении кри тической массы социальное неравенство вступает в противоречие с закономерностями существования той или иной социальной общности, становится препятствием ее нормальному, стабильному функциониро ванию.

Право и государство как важнейшие инструменты и объекты поли тики сформировались в результате перехода человечества от экономи ки потребительской к экономике производящей, когда специализация труда привела к невиданному повышению производительности, полу чению относительного избытка товаров, появлению автономной, и в известной мере свободной от общества личности. Сменилась система зависимостей.

Если раньше человек полностью зависел от общества, мог выжить только в первобытном коллективе, то теперь его положение стало зави сеть как от собственных возможностей, так и от своеобразия индиви дуальных отношений с другими членами сообщества. В связи с сосре доточением собственности у Отдельных лиц биологическое неравенст во дополняется и обостряется неравенством социальным.

Реагируя на усложнение социальной действительности и гаранти руя самосохранение и управляемость социальной системы, общество выработало правовые и политические регуляторы. С их помощью обес печивается эквивалентность отношений между людьми, согласовыва ются наиболее значимые интересы, гарантируется независимость личности, ее свобода от посягательств со стороны других индивидов и их сообществ. Политические регуляторы способствуют становлению ста бильности социальной системы в целом, устанавливая динамичное равновесие человека, общества и государства.

2. Содержание политики и права предопределяется единой систе мой природных (географическая среда, климатические условия, демо графические процессы и т.д.) и социальных (экономических, истори ческих, идеологических, религиозных, национально-культурных и т.п.) факторов объективного и субъективного порядка.

В различных политических и правовых системах набор этих факто ров и степень их детерминации отличаются национальной специфи кой. Кроме того, многие из них не действуют непосредственно. Их влияние может быть стихийным, неуправляемым и осуществляться через другие явления и процессы. Особенно это относится к природ ным обстоятельствам, которые оказывают свое воздействие через соци альные факторы.

На определяющее влияние экономики уже обращалось внимание, отмечалось, что даже незначительные изменения в отношениях собст венности вызывают адекватное отражение в политико-правовых явле ниях и процессах. В современной России разгосударствление собст венности и приватизация вызвали невиданное по масштабам социаль ное расслоение общества, изменение политической системы, пере стройку государственного и правового механизмов.

Чтобы реально воздействовать на политические и правовые процес сы, потребности экономики проходят через сознание человека и выра жаются в системе философских, нравственных, религиозных, эстети ческих и иных взглядов, отражающих действительность в истинной или ложной форме. Создается определенная идеология как представ ления различных социальных групп о должном развитии обществен ных отношений.

Особая роль в этом идеологическом многообразии отводится гос подствующей идеологии. В государственно-организованном обществе таковой является идеология класса или социальной группы, обладаю щей политической властью. Именно она предопределяет основное со держание политики и права, становится цементирующим социально-психологическим началом, обеспечивающим единство организованно го и целенаправленного функционирования политической и правовой систем.

Выработанная на основе согласования наиболее существенных ин тересов единая цель объединяет людей с различными политическими взглядами для решения общенациональных задач. Пронизанные этой идеей политические и правовые установки воспринимаются населени ем с удовлетворением и реализуются с максимальной эффективностью.

Общность политики и права во многом предопределяется и особен ностями национальной культуры, которая отражает менталитет, харак тер общения и своеобразие различных сторон общественной жизни того или иного народа. Она определяет самобытность национальных, политических и правовых систем.

Формально многие политико-правовые системы весьма схожи друг с другом и образуют в этой связи целые семьи. Однако главное в поли тике и праве не форма, а содержание, именно тот национальный дух, который закрепляется знаковыми средствами.

Если законодатель или политические деятели любого толка при выработке общезначимых нормативных решений не учитывают своеобразия культуры своего на рода, то эти решения обречены на неисполнение. Их регулятивные возможности будут минимальны.

В этом заключается недостаток многих политических и правовых актов, принятых в России в постперестроечный период. Стремление «обогатиться» передовым опытом Запада, без учета национальных осо бенностей, привело к выработке таких политических и правовых кон струкций, которые формально удовлетворительны, но не работоспо собны.

С этим, как нам представляется, связано и одностороннее увлече ние в юридической науке то классовым, то общечеловеческим подхо дом к праву в ущерб национально-конкретному, самобытному. А ведь у каждого народа свой жизненный уклад, свое видение взаимоотноше ний с властью, свои способы разрешения конфликтных ситуаций, ин тенсивности использования нормативных регуляторов и т. д.

3. Политика и право являются нормативными регуляторами, уста навливающими типичное поведение адресатов через их права и обязан ности.

Упорядочение общественных отношений выражается в стимулиро вании отношений, определяющих прогрессивное функционирование данной политико-правовой системы, а также в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и общества.

Выполнение социального назначения и у политики, и у права свя зано с выработкой, принятием и реализацией управленческих реше ний, контролем за степенью осуществления зафиксированных в них положений.

Различие политики и права:

1. Прежде всего они отличаются целевой направленностью дейст вий их участников.

Политика направлена на завоевание и использование политической власти. В литературе в качестве основного объекта политики указыва ется более узкое понятие — «государственная власть». Однако этот тезис нуждается в некотором уточнении, ведь политические отноше ния возникают не только по поводу деятельности государства, но и по поводу членства в политическом объединении, межпартийных отноше ниях и т.д. В конечном же счете все политические связи сводятся к борьбе за лидерство в формировании и использовании государствен ной власти как основного инструмента удовлетворения социально зна чимых интересов.

Право же ориентировано на равноправное и справедливое обеспе чение многообразных интересов различных субъектов в конкретных социально значимых отношениях (конституционных, гражданско-пра вовых, уголовно-правовых и т.д.). У них различное направление ин формационных потоков, определяющих содержание этих явлений.

По литика делается массами, идет от общества к власти; право же создается государством и адресуется обществу.

2. Политика и право различаются по субъектам, формирующим их содержание.

Политика вырабатывается в процессе деятельности таких больших социально-организованных групп, как классы, нации, народности, пар тии, движения, союзы и иные политические объединения, способные представить свои корпоративные интересы в качестве всеобщих. На стоящая, действенная политика появляется там, где в движение приво дятся массы людей, выражающих и защищающих свои интересы.

Личность выступает субъектом политики лишь постольку, посколь ку она способна представить свой индивидуальный интерес в качестве интереса определенной социальной группы. Индивид должен обладать способностью сконцентрировать в проблемах собственного бытия про блемы общества, проблемы, требующие для их разрешения совместных действий различных социальных групп, участия политически власт ных органов.

Право же формируется государством, системой его представитель ных и исполнительных органов. И лишь незначительная его часть со здается прямо (путем референдума) или косвенно (через корпоратив ные организации) населением, но под контролем государства.

У субъектов политики и права разное представительство, не иден тичны цели и задачи деятельности. В этой связи недопустимо их ото ждествление. Между тем это достаточно широко практиковалось в недавнем прошлом, когда ЦК ВКП(б), а затем и ЦК КПСС подме няли государство, принимая общеобязательные акты, регулирующие деятельность государственного аппарата. Так, постановлениями ЦК КПСС для усиления эффективности борьбы с преступностью не однократно перестраивалась работа судов, прокуратуры и милиции без изменения уголовно-процессуального законодательства.

Тем самым выхолащивается законодательство, теряется его эффек тивность, возникают различного рода коллизии, усиливается нигилис тическая оценка государства и его правотворческой деятельности.

3. Политика и право различаются также по своему содержанию.

Состав политики более разнообразен. Причем перечень ее струк турных элементов воспринимается в современной науке неоднозначно. Одни ученые ограничивают содержание политики отношениями между классами по поводу власти в обществе. Другие — рассматривают политику как совокупность классовых отношений, политического со знания, норм и даже политических организаций и учреждений, являю щихся субъектами политики.

На наш взгляд, политика — неоднозначное явление, включающее в свое содержание не только практическое, но и теоретическое освоение действительности, причем различными социальными группами, как лидирующими так и оппозиционными. Она объединяет политическую идеологию, политические нормы, а также отношения, деятельность по поводу овладения и использования политической власти.

Каждый из компонентов может получить самостоятельное, авто номное отражение в политической практике. Политическая идеология может осуществляться и вне политических норм, а политические отно шения также могут возникать без политических норм.

Содержание права в отличие от политики абсолютное большинство ученых ограничивает правовыми нормами, поскольку через них реали зуется господствующая правовая идеология и в них фиксируется юри дическое содержание регулируемых отношений, соответствующее сба лансированной воле общества.

4. У политики и права не совпадают сферы правовой и политичес кой деятельности.

Политика в той или иной степени затрагивает практически все сферы общественной и государственной жизни: экономику и мораль, религию и идеологию, искусство и литературу. В этой связи принято говорить об экономической, национальной, социальной, демографи ческой, кадровой и другой политике.

Объектом политики становятся как отношения, приобретающие жизненно важный интерес для большинства членов общества и потому требующие вмешательства государственной власти, так и отношения, сопутствующие им, помогающие определенной социальной группе ов ладеть властью и использовать ее для урегулирования социально зна чимых связей.

Политика многообразна, противоречива, динамична. Степень политизации общества постоянно меняется. Особенно активно политические процессы происходят в переходные периоды, когда меняется социальный строй и идет ломка коренных устоев жизни. В движение приходит практически все население. Вольно или невольно все граж дане принимают личное участие в политике. При стабилизации обще ственно-политического строя стабилизируется и политика. Значитель ная часть населения теряет к ней интерес, и она становится уделом немногих деятелей.

Политическое пространство и степень политизации общества в су щественной мере зависят от исторического этапа его развития, нацио нальных традиций, а также от сложившегося политического режима. При тоталитарных режимах политизируется практически вся жизнь общества. Государство вмешивается даже в личную жизнь граждан. В то же время с политической арены устраняются оппозиционные пар тии, которые уходят в подполье. При либеральных режимах правящие партии, напротив, стремятся к ограничению вмешательства государст ва в общественную жизнь. Но приветствуется идеологическое много образие и политический плюрализм.

Сфера действия политики столь широка, что это обстоятельство становится поводом для утверждения некоторых ученых того, что право является частью политики. Однако этот вывод нам представля ется далеко не бесспорным. Право в целом действительно есть мера политическая, и большинство политически важных решений реализу ется с помощью права. Но это не значит, что все правовые нормы носят политический характер. Нельзя искусственно расширять сферу поли тической деятельности. Придание политической значимости отноше ниям и проблемам, которые таковыми не являются, приводит, как пра вило, к негативным последствиям.

Сферы действия политики и права всего лишь пересекаются. Мно гие политические отношения осуществляются вне правового поля (идеологические, организационные, отношения членства и др.). А не которые правовые нормы не имеют политической значимости (правила уличного движения, порядок оформления финансовых документов и т.п.).

Накопление правового материала в политических отношениях идет постепенно, по мере созревания идеологической позиции, по мере до стижения соглашений с позициями других социально-политических групп. Право в основном закрепляет долговременную политику и слу жит основой ее текущих направлений. С его помощью оформляются лишь те политические отношения, которым требуется придать обще обязательное значение и использовать в виде ценностных ориентиров для всех членов общества.

Государственная власть привлекается в ка честве независимого официального представителя общества, обеспечи вающего справедливое согласование интересов, их законодательное оформление и беспрепятственное осуществление.

5. Индивидуальное своеобразие политики и права проявляется в разной степени их динамизма, способности быстро реагировать на из менения в общественных потребностях и интересах.

Политика более подвижна. Эта ее способность обусловлена прежде всего тесной, непосредственной связью с экономикой, культурой и дру гими сферами общественной жизни, выражающими социально значи мые интересы граждан. Плюрализм этих интересов сразу же отражает ся на тактике действий политических объединений, на содержании возникающих между ними отношений.

Право же в сравнении с политикой отличается некоторым консер ватизмом. Ведь оно имеет нормативно-документальную форму своего внешнего выражения. Для того чтобы получить законодательное за крепление, потребности и интересы должны быть осознаны различны ми социальными группами, озвучены, выражены их представителями в соответствующих государственных органах, согласованы с аналогич ными интересами иных социальных групп и только потом, пройдя со ответствующие законодательные процедуры, выражены в правовых актах, устанавливающих общеобязательные, стереотипные образцы поведения в типичных ситуациях.

Различие в динамическом состоянии политики и права порождает порой противоречия между этими явлениями. Право не может угнать ся за потребностями политики. В то же время высокий динамизм по литики позволяет в одних и тех же правовых рамках менять формы политического руководства. Одни и те же правовые акты могут суще ствовать при разных политических режимах.

6. Политика и право не совпадают по формам своего внешнего вы ражения.

Политические формы отличаются большим разнообразием: это и различного рода идеологические концепции, и выступления полити ческих деятелей, и политически значимые действия (митинги, демон страции, забастовки и т.д.), и политические документы (заявления, декларации, программы, решения, уставы и т.д.), это и документы по литико-юридического свойства.

Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, соотносимостью их наименования с компетенцией правотворческих органов, непосредственной связью с государством.

В российской правовой системе получили распространение такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

7. Политика и право весьма существенно отличаются по формам и методам обеспечения реализации политических и правовых решений.

Политика обеспечивается в основном силой и возможностями оп ределенных политических объединений, доверием народа, адекватнос тью отражения интересов населения в их решениях. От этого в значи тельной мере зависит и политическая активность самого населения.

Если со стороны политических организаций допускаются искаже ния и дезинформация общественного мнения, сокрытие причин, лежа щих в основе политически значимых событий, отход от программ и обещаний, с которыми они шли к власти, девальвация основных цен ностей и идеалов, коррупция и другие негативные явления; если ис пользуются такие приемы, как обман, вероломство, интриги, хитрость, устранение соперников, то соответствующие политические установки и лозунги этих организаций обречены на политический бойкот и недо верие со стороны народа.

Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего государственного аппарата, привлечением для этого всех много образных возможностей общества. Выделяются достаточные матери альные средства, осуществляются необходимые организационные ме роприятия (перестройка системы государственных органов, их компе тенции и т.д.), населению предоставляется необходимая информация о содержании принятых правовых предписаний, их социальной заданности и т.д. Кроме того, все без исключения формы права обеспечива ются возможностью государственного принуждения, применяемого к нарушителям правовых установлений.

При этом следует иметь в виду, что арсенал средств, обеспечиваю щих реализацию правовых предписаний, должен быть сбалансирован ным. Одни нормы для своего осуществления требуют преимуществен ного использования материальных средств, другие — организацион ных, третьи — информационных и т. д.

Обеспеченность государственным принуждением является специ фической особенностью права, отличающей его от всех иных социаль ных регуляторов. Его использование не только помогает восстановить нарушенное правовое положение субъектов, устранить негативные последствия, наказать виновного, но выполняет и профилактическое назначение.

Таким образом, политика и право, отражая потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное обратное влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддерж ки, согласованности содержания, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогласования, ведущих к инфляции политических и правовых решений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подходы к пониманию соотношения права, политики и экономики | Правовая политика и экономические отношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.