Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

Высшей формой выражения и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведе ния, которые должны учитывать объективные потребности общественно го развития на началах равенства и справедливости. Поэтому закон обладает высшей юридической силой и все другие правовые акты дол жны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, охраняют нравственные ценности общес тва /например, закон о собственности, о свободе совести, печати и другие/. Подзаконные акты, в частности ведомственные, могут лишь конкретизировать некоторые положения закона, но ни в коем случае не изменять закон. В законах должны выражаться объективно складывающие ся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Иначе говоря, закон должен соответствовать требованиям времени и изменяться вместе с изменением условий жизни. Основной закон право вого государства, стоящий над ним - Конституция, которая представ ляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Вместе с тем, Конституция - это выражающий волю народа центральный институт государства, который призван свести в единую структуру, в целостную систему все иные его институты - и политический режим, и построение аппарата государства, и его формы /правления, государственного устройства/. Никакой дру гой правовой акт не может противоречить Конституции. Современные де мократические Конституции, характерные для нынешнего этапа развития демократии, сохраняя все эти основополагающие начала, предстают, прежде всего, как конституции прав и свобод человека. Кроме этого и Конституция и законы государства должны в максимальной степени соот ветствовать принципам естественного права. Государство, осуществляя свою деятельность, обязано само в первую очередь подчиняться требо ваниям изданного им же закона. Так как перед законом все равны, то он обязателен для граждан и для государства.

Верховенство закона обуславливается не только тем, что он выражает общую волю населения всей страны. Сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми нормативными акта ми, определяют его особое место в любой системе права. Уважение к закону есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут соз нания и поведения всех граждан.

Прямое /непосредственное/ выражение в законе общей воли может обеспечить только референдум, когда каждому дееспособному гражданин у предоставляется возможность высказать свое мнение по предложенно му законопроекту. Парламент и аналогичные ему представительные орга ны, конечно, способствуют выявлению общей воли, но обеспечивают это далек о не всегда. Внутри и вне их возникли различные механизмы /например, лоббизм/, позволяющие реализовать частные /групповые/ ин тересы вопреки общественным.



Но референдум - сложное, дорогостоящее мероприятие, которое не может обеспечить необходимую оперативность законодательной деятельности, а парламент специально создан для этой цели. Практика обнару жила различные приемы искажения парламентом общей воли, но вместе с тем она же создала этому противовесы: двухпалатная структура пред ставительного органа, поименное голосование, конституционный кон троль и многое другое. "Внешними" средствами, препятствующими иска жению парламентом общей воли, выступают средства массовой информа ции, общественное мнение, всенародные обсуждения законопроектов, право отзыва избирателями своего депутата и др. Многие из этих ин ститутов подчас дают существенные сбои.

В правовом государстве закон и другие нормативные акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. Чем шире об ласть социальной жизни, свободная от нормативно-правового регулирования, тем прочнее устои правового государства. Инфляция нормативных актов приводит к размыванию правовой системы, делает зако нодательство труднообозримым. Многочисленные правовые акты нередко вступают в противоречия друг с другом, излишне усложняют правопри менительную и правоохранительную деятельность.

Сила закона решающим образом зависит от убежденности граждан в необходимости следовать его требованиям. Однако, нормативные предпи сания усваиваются адресатами и принимаются к исполнению отнюдь не всегда автоматически. Иногда требуется длительное время для их укрепления в сознании. Легче всего воспринимаются те нормы, целевое назначение которых совпадает с интересами адресата; другие нормы оказывают сдерживающий эффект в отношении противоправных намерений; третьи - способны служить стимулом к инициативным положительным действиям.

Едва ли не самым главным препятствием к эффективной реализации законов является отсутствие исполнительской дисциплины в правоприменяющих учреждениях. Критические ситуации в исполнении законода тельных предписаний часто возникают вследствие халатности, бездей ствия, апатии, а часто и злоупотреблений, совершаемых должностными лицами.

Не следует упускать из поля зрения и то обстоятельство, что не все аспекты законодательной и правоприменительной деятельности равнозначны. Все адресаты правовых норм не могут быть в равной мере заинтересованы в достижении целей законодательного акта. Участники пра воотношений - граждане, должностные лица, предприятия, организации выступают в них в различном качестве, например, руководителя и под чиненного, продавца и потребителя, заказчика и подрядчика, клиента и исполнителя услуг и т.п. Все они рассматривают действия закона с разных позиций; их реакция на действие нормы, как правило, варьи руется в зависимости не только от взглядов и убеждений, но и от специфики их интересов и потребностей. При таких обстоятельствах законодателю очень важно знать отношение различных субъектов к предположениям закона.

Экспериментально доказана распространенность в обществе следую щих ситуаций несогласия с законом.

Отсутствие какого - либо сопротивления или слабо выраженное сопротивление закону со стороны подавляющей массы населения. В этой ситуации отпадает и надобность в принудительном исполнении закона. Так обстоит дело, например, с действием норм, предписывающих слож ный церемониал при совершении акта гражданского состояния. Норма права, превращаясь в обычай или санкционируя таковой, соблюдается повсеместно почти автоматически.

Вторая ситуация связана с активным сопротивлением новому законоположению ограниченного круга лиц, деятельность которых стеснена новы ми правилами. Примером такого рода является печальной памяти антиалкогольная кампания в СССР, проводившаяся с 1985 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.211.27.195
Генерация страницы за: 0.088 сек.