Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции права




Понятие функции права охватывает одновременно как социальное назначение права, так и основные направления его воз действия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание ка кой-нибудь функции права, необходимо постоянно иметь ввиду как связь назначения права с направлениями его воздействия, так и зависимость направлений права от назначения права. Итак, функции права - это оп ределяемые социальным назначением направления воздействия права на общественные отношения.

Социальное назначение права формируется, складывается из пот ребностей общественного развития. В соответствии с потребностями об щества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Поэтому социальное назначе ние права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отно шений. придание им должной стабильности, единства и динамизма, ина че говоря, в создании необходимых условий для нормального и прогрес сивного развития общества. Раскрывая понятие функции права, следует обратить внимание на соотношение категорий "правовое воздействие" и "правовое регулирование". Правовое регулирование - это осуществляе мое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения. Иначе говоря, правовое регулирование является формой пра вового воздействия. В функциях права проявляются его специфические свойства. В функции сосредотачиваются такие признаки права, которые вытекают из его качественной самостоятельности.

Признаки, характеризующие функции права:

1) Функция права вытекает из его сущности и определяется назначе нием права в обществе. Функция права имеет определенную степень не зависимости от его сущности.

2) Функции права - это такое направление его воздействия на общес твенные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. Функция характеризует направление такого воздействия права, без которого об щество на данном этапе развития обойтись не может.

3) Функция выражает наиболее существенные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном эта пе его развития.

4) Функция права представляет направление его воздействия, упорядо чивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому один из важнейших признаков функции права - это ее динамизм, движение, дей ствие.

5) Функция права отличается постоянством, что характеризует непре рывность, длительность ее действия на определенном этапе развития. Но это не означает, что неизменными остаются механизм и формы ее осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

Различие между понятием "функция права" и сходными с ней юриди ческими понятиями "роль права", "задача права", "функционирование права". Роль права говорит о значении права в жизни общества, госу дарства вообще, либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова будет роль права на определенном этапе развития об щества в решении тех ли иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций. Итак, понятие "роль права" более общее, чем "функция права". "Задача права" - это стоящая пе ред правом социальная проблема, которую оно призвано решить, должно выполнить сейчас и в будущем. Задача права указывает на ближайшую и конечную цель, достижению которой функции должны всемерно содейство вать. Без функций не может решиться ни одна из задач, стоящих перед правом. следовательно задачи порождают соответствующие им функции. Зависимость функций права от его задач проявляется:

1) В том, что задачи обуславливают само существование функций.

2) Задачи определяют содержание функций.

3) Задачи самым существенным образом влияют на формы и методы реали зации функций, предопределяют конкретные пути правового воздействия.

Термин "функционирование права" характеризует действие права в социальной системе, в настоящем. Понятие "функция права" отражает настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения). Характеристи ка системы функций это по существу, характеристика функционирования права. Итак, функционирование - это действие права в социальной сис теме. это реализация его функций, воплощение их в общественных отно шениях.

Система функций права - это сложное, многоуровневое динамичное образование. При построении системы функций за основу целесообразно принять общесоциальную функцию права, которая отражает взаимосвязь, определяет порядок включения одной системы (права) в другую, более широкую систему (общество). Системный подход предполагает рассмотре ние общества в качестве целостного (то есть системного) образования, обладающего сложной структурой. Право являясь специфической подсис темой общества, в результате реализации системы функций, обусловлен ных действующей в обществе системой права, оно обеспечивает воздей ствие на общественные отношения в нужном направлении. В соответ ствии с элементами, из которых состоит правовая подсистема, систему функций права можно разделить на пять групп (подсистем):

1). Общеправовые (свойственные всем отраслям права).

2). Межотраслевые (свойственные двум или более, но всем отраслям права).

3). Отраслевые (свойственные только одной конкретной отрасли права).

4). Функции правовых институтов (свойственные только конкретному ин ституту права).

5). Функции норм права (свойственные конкретному виду норм права).

Соотношение функций права различных уровней. Структурным эле ментам системы права присущи функции, имеющие известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных эле ментов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться фун кциями более низкого уровня. Это зависит:

1) От характера общеправовой функции.

2) От назначения отрасли, института, нормы права.

Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в большей степени, чем соответствующие фун кции семейного права.

Общеправовые функции не могут охватить всего многообразия кон кретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Так, карательное воздействие осуществляется соответствующей фун кцией уголовного права. Однако, исходя из предмета изучаемой нами науки, более подробно м рассмотрим лишь общеправовые функции.

Можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций:

1) Внутренние (находящиеся в рамках самого права).

2) Внешние (находящиеся за пределами права).

Внутренние критерии (основания) классификации функций права вы текают из системы права, способов его воздействия на поведение лю дей, особенностей форм реализации.

Существуют следующие собственно юридические функции права:

1. Регулятивная.

2. Охранительная.

Обе они и характеризуют право как специфическое, качественно самостоятельное образование. Существование права как социального яв ления обусловлено именно необходимостью осуществлять эти функции.

Внешним критерием классификации функций права являются различ ные типы общественных отношений, определяющие назначение права. Общество как чрезвычайно сложное целое подразделяется на определен ные сферы, типы общественных отношений. Можно выделить три основные сферы - экономическую, политическую и духовную. В соответствии с этими сферами выделяют три функции: экономическая, политическая и воспитательная. Эти функции права можно назвать социальными. Их мож но определить как направления правового воздействия на соответствую щие сферы общественной жизни. Экономическая функция представляет со бой правовое воздействие на экономическую сферу, политическая - на политическую, воспитательная - на духовную. Социальные функции - это специфическая сторона права, где регулятивная и охранительная фун кции объединяются в обособленной, но однородной сфере социальных от ношений. Система функций права может быть дополнена и другими фун кциями, если та или иная сфера общественной жизни становится основ ной, общезначимой, регулируется в той или иной степени нормами всех отраслей права, то вполне правомерного поставить вопрос о существо вании общеправовой социальной функции.

Характеристика собственно юридических функций права. В системе функций права основное место занимает регулятивная функция. Выра жается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, опреде ляет ли компетенцию государственных органов или юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение - регулировать общественные отношения.

Особенности этой функции заключаются в установлении правил пра вомерного поведения, в организации общественных отношений, в коорди нации социальных взаимосвязей на основе наиболее целесообразных норм.

Выполнение регулятивной функции - это способность права предпи сывать, указывать варианты поведения его субъектам, воздействовать на волю, независимо от того, в какой социальной сфере субъекты бу дут руководствоваться этими правилами. Конкретные же социальные фун кции реализуются только в соответствующих им сферах жизни общества. (Hапример, экономическая - в экономической сфере).

Регулятивная функция включает в себя две подфункции:

1) Регулятивную статическую.

2) Регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии пра ва на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач правового регу лирования. Право прежде всего юридически утверждает те общественные отношения, которые представляют собой фундамент стабильности общес тва, выражают в целом его интересы и интересы отдельной личности.

Решающее значение в реализации статистической функции принадле жит институтам права собственности, которые закрепляют экономичес кие основы общественного устройства, а также институтам политичес ких прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому и изобретательскому праву.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии пра ва на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, ад министративного, трудового права, регулирующих хозяйственные процес сы в экономике и других сферах общественной жизни.

Hаиболее характерные пути (элементы) осуществления регулятивной функции:

- определение при помощи норм права правосубъектности граждан;

- закрепление и изменение правового статуса граждан;

- определение компетенции государственных органов и должностных лиц;

- установление правового статуса юридических лиц;

- определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение или прекращение правоотношений;

- установление конкретной правовой связи между субъектами права (ре гулятивные правоотношения);

- определение оптимального типа правового регулирования (общедозво лительного, разрешительного) применительно к конкретным обществен ным отношениям.

Итак, регулятивная функция права - это обусловленное со циальным назначением направление правового воздействия, обеспечиваю щее четкую организацию общественных отношений, которое выражается:

1) в установлении правил правомерного поведения, которые закрепляют ся в нормативно-правовых актах;

2) в представлении субъективных прав и возложении юридических обя занностей на субъектов права в целях закрепления содействия разви тию общественных отношений, соответствующих интересам граждан, об щества, государства. В результате устанавливается наиболее опти мальный порядок в общественных отношениях. В праве заключены возмож ности изменения и совершенствования существующих отношений, а также возможность устанавливать новые общественные отношения, потребность в которых может возникнуть.

Hеобходимость в охране общественных отношений будет существо вать до тех пор, пока будет функционировать общество. Право являет ся одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Это направление правового воздействия представляет собой правовую фун кцию.

Охранительная функция права - это обусловленная социальным наз начением направление правового воздействия, нацеленное на охрану об щезначимых, наиболее важных экономических, политических, нацио нальных и иных общественных отношений, а также вытеснение отношений вредных для данного общества.

Таким образом, право с одной стороны, охраняет общепризнанные фундаментальные общественные отношения, и а с другой нацелено на вы теснение чуждых обществу отношений. Поскольку искоренение негатив ных явлений из жизни общества - это результат вторичного действия права. Первоначально оно выступает как средство охраны тех отноше ний, которые в ней нуждаются. Следовательно, охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам граждан, общества, государства и тем самым вытесняет их.

Охранительная функция проявляется не только после совершения правонарушения. Основное ее назначение заключается прежде всего в предотвращении нарушений норм права. Эффективность правоохрани тельной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются ее предписаниям, выполняют требования запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на лиц, побуждает их не совершать наказуемый поступок, а значит достигается одна из це лей воздействия права - охраняется определенное общественное отноше ние.

Итак, обе функции и регулятивная, и охранительная, каждая по-своему выполняет важную задачу содействия развитию и укреплению общественных отношений.

Специфика охранительной функции состоит в том, что она:

1) характеризует право, как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установ лением запретов и реализации юридической ответственности;

2) служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний.

3) является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны очень часто за висит от развитости общества, от его политической сущности.

Охранительная функция и правоохранительная деятельность госу дарства. Правоохранительная деятельность предназначена для обеспече ния неуклонного выполнения субъектами права требований закона, то есть для обеспечения соблюдения режима законности. Достигается это предупреждением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Итак, охранительная функция права - это действие самого права.

Правоохранительная деятельность государства:

1) Является материальной гарантией соблюдения требований права, так как это действия специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права.

2) Это действия не самого права, а внешнего по отношении к нему фак тора.

1) Охранительная функция направлена на охрану общественных отноше ний, а правоохранительная деятельность - на охрану самого права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.