Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократия, право, процедура

Демократия, право, процедура — универсальные социальные цен ности, тесно взаимосвязанные между собой. Демократия как форма правления политической и социальной организации общества, госу дарства и власти не может пользоваться доверием общества, если не будет действовать в рамках права, закона.

Конституция является политико-правовой формой выражения де мократии. В ней конкретизируется вся совокупность гражданских, со циальных и политических прав и свобод, закрепляется достигнутый в обществе масштаб свободы человеческой личности, систем гарантий демократии: материальных, политических, культурных, правовых. Конституция составляет важную часть юридического механизма само организации демократического общества. Она определяет пределы компетенции органов власти, управления, правосудия, а также харак тер демократичности и способы реализации государственной власти.

Демократия, право, процедура — явления динамичные, имеющие как общие, так и специфические черты, закономерности возникнове ния, развития, функционирования. Общее, характерное для демокра тии, права и процедуры состоит в объединяющей их природе, которая представляет собой общесоциальную потребность в самоорганизации, самоуправлении и саморегулировании, в необходимости упорядочить взаимоотношения личности и общества.

Особенное реализуется прежде всего в сущности, содержании и социальном назначении.

Сущность демократии — в народовластии; права — в мере свободы, социального компромисса, в достижении на нормативной основе демо кратической организованности общества; процедуры — в характере ос новного общественного отношения, которому она служит.

Институты демократии возникают и функционируют не потому и не для того, что нуждаются в юридическом оформлении, а в связи с тем, что отражают потребности и интересы людей в самоорганизации, само управлении. Демократия, основанная на духовном творчестве населе ния, способствует правотворческой инициативе населения (через пред ставительные органы власти, референдум и т.д.), установлению верхо венства права, закона в обществе. При таком понимании демократии право перестает быть придатком государственной власти, служит на дежной гарантией охраны и защиты прав человека и гражданина.

Демократия более гибкая категория, чем право и процедура. Ее формы и содержание могут претерпевать существенные изменения, в то время как законодательство и процедура остаются относительно постоянными.

Так, реформирование политической системы России после августа 1991 г. привело к образованию новых общественных объединений и политических партий. Однако нормативная база конституционного строительства отставала и пока отстает от веления времени. Соответ ственно между общественными объединениями и политическими пар тиями, с одной стороны, и официальными властями, с другой стороны, возникали несогласованности, в том числе процедурного характера, например, при регистрации уставов, определении порядка участия в выборах, создании фракций в органах представительной власти и т.д.

Иными словами, процедуры «обслуживают» демократию, ориенти руют ее на достижение конкретного социального результата. Процедуры рождаются там, где возникает потребность нормативного установ ления не только осуществляемого в действиях социальных субъектов возможного или должного поведения, по и порядка (в том числе при нудительного) соответствующих действий.

Речь прежде всего идет о порядке формирования органов всех вет вей власти: законодательной, исполнительной, судебной, а также орга нов местного самоуправления; о порядке голосования: свободное, все общее тайное (открытое, равное); о способах подсчета итогов голосова ния и о механизме использования их результатов.

Например, решение большинства ограничивает права меньшинст ва; формы контроля общественностью выборов и характер ее отноше ния с избранными органами власти: они должны быть взаимными и симметричными, гарантированы законом и реакцией избирателей, от ветственностью делегированных им полномочий и т.д.

Самоуправление — наиболее полное воплощение демократии. Вся кая процедура реализации отношений самоуправленческой власти есть демократическая процедура. Суть местного самоуправления заключа ется в самостоятельном решении населением вопросов регионального значения. В частности, местное самоуправление в Российской Федера ции обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоря жение муниципальной собственностью, управление ею (ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132), а также определяет структуру его органов (ч. 1 ст. 131), формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, решает и иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132).

Процедуры, прежде всего политические, юридические, организаци онные, особенно наглядно проявляют себя во властеотношениях. Де мократизм является их важнейшим требованием. «Закон... без ритуала, без процедуры его действия приводит: власть — к произволу, гражда нина — к беззащитности»1.

Процедура есть установление (институт), регулирующее конфлик ты в демократическом обществе. Особенно важна ее роль в разрешении юридических, конституционных коллизий. Речь, в частности, идет о согласительной процедуре. Так, Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения раз ногласий между органами государственной власти Российской Феде рации и органами государственной власти субъектов Российской Фе дерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного реше ния он может передать разрешение спора на рассмотрение соответст вующего суда (ст. 85).

Процедура, допустим, правотворчества является и критерием оцен ки конституционности и демократичности правовых актов. Она уста навливает правила законодательной инициативы, порядок разработки, обсуждения, принятия и опубликования законов, внесения в них изме нений и дополнений, а также определяет исчерпывающий перечень субъектов и пределы их полномочий при конституционных поправках и пересмотре Конституции. Например, положения глав 1, 2, 9 Консти туции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации при нимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения орга нами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Фе дерации (ст. 136).

Процедура правотворчества имеет общие черты и формы с проце дурой правоприменения. В обоих процессах предполагается единый порядок подготовки и принятия решений, в основе которых заложены требования науки управления, принципы справедливости, целесооб разности и эффективности.

Процедура правоприменения есть разновидность материальных процедур. По признаку связи с правоприменением материальные про цедуры делятся на две группы: процедуры позитивного применения права (например, порядок реализации гражданами права на образо вание), процедуры, не связанные с правоприменением и действия ко торых проявляются в сфере частного права (порядок заключения сде лок, расторжения брака, исполнения обязательств и т.д.). «Однако общий процедурный механизм действия и общие закономерности рас положения в системе законодательства объединяют их в один вид материально-правовых процедур, определяют их материально-право вую природу»1.

Демократия, право, процедура особенно тесно взаимодействуют в сфере прав человека. Конституция провозглашает Россию демократи ческим федеративным правовым государством, в котором человек, его права и свободы" являются высшей ценностью. Они должны определять смысл содержания и применения законов, деятельность законодатель ной и исполнительной властей и обеспечиваться правосудием. Извест но, например, что судебный порядок обращения и рассмотрения жалоб — надежный способ охраны прав граждан от неправомерных действий должностных лиц, а демократическая процедура судебного разбирательства — наилучшее средство выявления истины.

Решительный шаг в расширении судебной защиты прав граждан сделал Закон РСФСР «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1994 г. Он значительно упростил правила обращения граждан в органы судебной влас ти, а следовательно, сделал процедуру обращения в суд более доступ ной для населения. Кроме того, Закон позволяет гражданам обжало вать не только единоличные, но и коллегиальные действия (решения) любых государственных органов, государственных организаций, обще ственных объединений, а также должностных лиц. В суде могут быть обжалованы коллегиальные и единоначальные действия (решения), которыми: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы пре пятствия к осуществлению им нрав и свобод; 3) на гражданина неза конно возложена обязанность; 4) он привлечен к какой-либо ответст венности.

Особенное значение процедура приобретает на стадии контроля за соблюдением законодательства в сфере прав человека. Наряду с тради ционными институтами политической системы создаются новые госу дарственные и общественные учреждения по контролю, охране и защи те прав человека: избран Конституционный Суд РФ; образована Ко миссия по правам человека при Президенте РФ с широким кругом полномочий; на основании Конституции РФ учреждена должность Уполномоченного по правам человека.

В стране возникли и официально действуют многочисленные не правительственные правозащитные организации. Такие, как общество «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Центр содействия ре форме уголовного правосудия, Проектная группа по правам человека, фонд «Право матери» и другие, которые помогают конкретным лицам заниматься просветительской деятельностью, оказывают большое вли яние на формирование общественного мнения в стране и за рубежом, а также па государственную политику в сфере прав человека1.

Иными словами, права человека обеспечиваются там, где функцио нируют эффективные формы демократии, действует совершенная сис тема законов и процедурных отношений, последовательных актов про цедурной деятельности.

 

6. БЕЛЫ В ПРАВЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ. АНАЛОГИЯ ПРАВА И АНАЛОГИЯ ЗАКОНА.

При выборе и юридическом анализе правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, иногда обнаруживается пробел.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовые процедуры и судебные процессы | Пробел в праве - это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.