Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Топография и изменчивость внутренних органов

Топография внутренностей имеет первостепенное практическое значение. При изуче-

нии топографических отношений в теле пользуются понятиями голотопии, скелетото-

пии и синтопии.

Голотопией называют отношение органов к областям тела. При изучении спланхноло-

гии необходимо знать области головы, шеи, груди, живота, спины, промежности и

уметь наносить проекцию органов на поверхность тела.

Скелетотопия представляет собой отношение органов к частям скелета, опознаватель-

ным костным точкам, которые можно прощупать у живого человека или найти на рентгенограмме.

Синтопия показывает отношение изучаемого органа к другим органам и анатомиче-

ским образованиям (сосудам, нервам).

Форма, положение и строение внутренностей, как и органов других систем, подверже-

ны индивидуальной изменчивости. Эта изменчивость может быть связана с возрас-

тными особенностями органов. Необходимо знать топографию и строение органов но-

ворожденных и детей различного возраста и учитывать их при обследовании больных

и хирургических вмешательствах. Существенные анатомические изменения внутренно-

стей происходят при старении. Размеры, топография и строение многих органов имеют

половые различия. Изменчивость органов может быть связана с типом телосложения

человека. У людей одного и того же возраста и пола степень развития внутренностей,

размеры, положение органов не бывают одинаковыми. Например, желудок у людей

долихоморфного телосложения имеет удлиненную форму и располагается вертикаль-

но, тогда как при брахиморфном типе желудок чаще имеет форму бычьего рога и ле-

жит поперечно.

Варианты и аномалии развития внутренних органов

В практической работе приходится встречаться не только с анатомическими варианта-

ми, но и с аномалиями, зависящими от нарушения развития органов в эмбриональном

и постнатальном периодах. Аномалии обычно обнаруживаются при рождении ребенка

или в первые месяцы жизни, но могут выявляться и в более позднем возрасте. Часто

они бывают причиной функциональной неполноценности органов и болезненных рас-

стройств. Ошибки, допускаемые врачами, нередко проистекают от незнания анатоми-

ческих вариантов и аномалий.

Все пороки развития внутренних органов можно подразделить на 4 группы:

1. Аномалии количества:

А) Отсутствие органа, связанное с агенезией или аплазией.

1) Агенезия – неразвитие органа, зависящее от отсутствия его закладки у эм-

бриона.

2) Аплазия – неразвитие эмбрионального зачатка, выражается, как и агене-

зия, во врожденном отсутствии органа.

Б) Удвоение органа (дупликация) или образование добавочных органов – обу-

словлено множественной эмбриональной закладкой или разделением зачатка

органа.

В) Слияние (неразделение) органов.

2. Аномалии положения:

А) Гетеротопия – закладка органа у зародыша в необычном месте, в котором и

происходит его дальнейшее развитие.

Б) Дистопия – смещение органа в необычное место в эмбриональном периоде.

В) Инверсия – обратное положение органа относительно его собственной оси или

срединной плоскости тела вследствие нарушения эмбрионального поворота.

3. Аномалии формы и размера:

А) Гипоплазия – недостаточное развитие органа вследствие задержки на какой-

либо стадии эмбриогенеза, проявляющееся дефицитом относительной массы

или размеров органа, превышающим отклонение в две сигмы от средних пока-

зателей для данного возраста. Гипопластический орган уменьшен в размерах,

функция его понижена или совсем отсутствует.

1) Простая гипоплазия – не сопровождается нарушением структуры органов.

2) Диспластическая гипоплазия – сопровождается нарушением структуры ор-

ганов.

Б) Гиперплазия (гипертрофия) – увеличение относительной массы или размеров

органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия)

клеток.

В) Сращение парных органов – зависит от слияния их закладок в эмбриональном

периоде.

4. Аномалии строения (структуры):

А) Атрезия – полное отсутствие канала или естественного отверстия тела.

Б) Стеноз – сужение канала или отверстия.

В) Дивертикулы – аномальные выросты полых органов.

Г) Гетероплазия – нарушение дифференцировки отдельных типов тканей.

Д) Дисплазия – нарушение формирования составных тканевых элементов органа.

Е) Гамартия – неправильное соотношение тканей в анатомических структурах или

наличие отсутствующих в норме остатков зародышевых образований в зрелом

организме.

Ж) Киста дизонтогенетическая.

Кроме того, может наблюдаться абиотрофия – скрытая аномалия органа или системы

организма, характеризующаяся резким снижением адаптационных возможностей и

проявляющаяся преждевременным ослаблением функции при обычном уровне дея-

тельности.

По этиологическому признаку различают 3 группы пороков:

1. Наследственные – пороки, возникшие в результате мутаций, то есть стойких изме-

нений наследственных структур в половых клетках (гаметах) – гаметические мута-

ции, или в зиготе – зиготические мутации.

2. Экзогенные – пороки, обусловленные повреждением тератогенными факторами

непосредственно эмбриона или плода. Поскольку пороки развития, вызванные те-

ратогенами, могут копировать генетически детерминированные пороки развития,

их нередко называют фенокопиями.

3. Мультифакториальные – пороки, которые произошли от совместного воздействия

генетических и экзогенных факторов, причем ни один из них отдельно не является

причиной порока.

В зависимости от объекта воздействия вредящих факторов врожденные пороки могут

быть разделены на пороки, возникшие в результате: 1) гаметопатий, 2) бластопатий, 3)

эмбриопатий, 4) фетопатий.

1. Гаметопатии – поражения половых клеток, «гамет».

2. Бластопатии – поражения бластоцисты, то есть зародыша первых 15 дней после

оплодотворения (до момента завершения дифференциации зародышевых листков

и начала маточно-плацентарного кровообращения).

3. Эмбриопатии – пороки, возникшие в результате повреждения эмбриона незави-

симо от этиологии в период от 16-го дня после оплодотворения до конца 8-й не-

дели.

4. Фетопатии – повреждения плода в период от 9-й недели до окончания родов. По-

роки этой группы сравнительно редки.

По распространенности в организме врожденные пороки подразделяют на 3 группы:

1. Изолированные – локализованные в одном органе.

2. Системные – в пределах одной системы органов.

3. Множественные – локализованные в органах двух и более систем.

Важным средством изучения органов пищеварительной, дыхательной и мочеполовой

систем в их индивидуальной изменчивости, и в частности выявления аномалий разви-

тия, являются прижизненные методики. Среди них первое место занимает рентгенов-

ские методы. Полые органы и выводные протоки желез выявляются рентгенологически при введении в них контрастных веществ. Изображения ряда паренхиматозных органов можно получить путем введения газа в окружающую их клетчатку или серозную полость; в этом случае достигается отрицательное контрастирование органа. Многие органы выявляются с помощью ультразвуковой эхолокации. Определенное значение в прижизненном изучении органов имеет эндоскопия, когда в полость вводится инструмент с оптической и осветительной системами, позволяющий наблюдать непосредственно глазом внутреннюю или наружную поверхность органа. В клинике применяются эзофаго- и гастроскопия, ректороманоскопия, бронхоскопия, уретро- и цистоскопия, лапароскопия и ряд других эндоскопических методик. При изучении органов, относящихся к системам внутренностей, данные, полученные на трупном материале, необходимо дополнять данными рентгенографии и других прижизненных методик.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие принципы строения внутренних органов | Развитие пищеварительной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.