Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство финифти

Гжель.

Керамическое искусство Гжели – это яркое и самобытное явление русского народного творчества. Создание русского художественного фаянса принадлежит московскому купцу Афанасию Гребенщикову, который на своем заводе впервые в России в 1747 г. освоил выпуск тонкой майолики или как ее тогда называли «ценины». [1]

Уже к70 – 80-м гг. XVIII в. Гжель стала центром производства в России художественной майолики. Наиболее известными центрами производства был московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, а также мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время использовалась в основном многоцветная техника. Другим крупным центром майолики являлся Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения интерьеров домов и стен храмов.

Несмотря на то, что в этот период в стране начали довольно быстро развиваться гончарные художественные производства, гжельские изделия пользовались неизменным спросом. [1]

В XIX в. фаянс Гжели сочетал черты русского и западноевропейского фаянса. В нем присутствовал западноевропейский характер с русскими приемами техники создания формы и росписи.

Наибольшее количество выпущенного фаянса относится к 30-м гг. XIX в., когда свыше 30 фабрик производило фаянсовую посуду. Этому способствовала правительственная политика по ограничению его ввоза в страну.[4] К середине XIX в. Гжель стала самым крупным поставщиком керамических изделий России.

В пореформенное время в русском керамическом производстве, как и в других отраслях промышленности, произошли серьезные сдвиги. Во второй половине XIX в. стали преобладать товары производства крупных механизированных заводов.

Возрождение художественных изделий Гжели в XX в.было связано с именем Александра Борисовича Салтыкова (1900 – 1959). Он со студенческих лет и многие годы работал в Государственном Историческом музее, изучал традиции старой Гжели.

Основные труды А. Б. Салтыкова – «Майолика Гжели XVIII века», «Русская керамика XVIII – ХХ вв.» [4] В его работах собраны и систематизированы сведения о зарождении и развитии отечественной керамики, обоснован самобытный характер Гжельского керамического искусства. Изучая традиции и наследие старых мастеров, он вместе с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой (1895 – 1981) разработал методику освоения гжельских приемов кистевой росписи.

Гжель XXIвека внешне похожа на изделия XVIII – XIX веков. Остаются те же формы, узор, даже техника росписи. На сегодняшний день Гжелью называют подмосковный район, в котором действуют несколько основных фабрик, производящих керамику и фарфор высокого качества. [3]

 

Искусство финифти (или эмали) известно на территории Руси с III в. н.э. Особенно часто и умело пользовались для украшения эмалью в XI – XIII вв. В связи с монголо-татарским игом на 200 лет искусство финифти было забыто и начало возрождаться только в XV в.

16 в. стал временем расцвета золотого и серебряного дела на Руси, и именно тогда эмаль вновь становится главным украшением ювелирных изделий, в основном скани и филиграни.

В ХVIII в. центром ювелирного искусства стал Петербург. В Петербурге искусство финифти пошло совсем иным путем, живописным. Художники, используя просвечиваемость красок эмали, стали применять технику нанесения одного слоя на другой, в чем достигли большого совершен­ства. Появились на свет изящнейшие миниатюры, в основном портреты. С конца ХVIII в. финифть стали использовать в Петербурге и для изготовления российских орденов.

При Академии художеств был создан даже специальный класс, так называемый живописный на финифти, миниатюрный класс. Сам М. В. Ломоносов занимался изготовлением отечественных эмалевых красок.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бородинское поле | Холуйская миниатюра
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.