Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг

Ве­личина государственных закупок товаров и услуг (G) определяется государствен­ными законодательными органами (Государственной Думой, Парламентом, Конгрессом и т.п.) при разработке государственного бюджета на очередной финансовый год.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение — сокращает. Изменение величины государственных закупок выступает важным инструментом стабилизации экономики (инструментом фискальной политики), который используется для воздействия на совокупный спрос с целью поддержания полной занятости и стабильного уровня цен.

4) Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

- величина валового внутреннего продукта и национального дохода в дру­гих странах (Yf).

Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет кросту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос;

- величина валового внутреннего продукта и национального дохода в данной стране (Y). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты увеличивают спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта, сокращению чистого экспорт а и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая AD сдвигается влево;

- валютный курс национальной денежной единицы (exchange rate — е). Валютный курс это цена национальной денежной единицы, выраженная в определенном количестве денежных единиц другой страны, т.е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны. Чем выше валютный курс национальной денежной единицы, тем меньше чистый экспорт и совокупный спрос.

Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, являются денежные факторы.

Из уравнения количественной теории денег MV = PY, где М масса (количество) денег в обращении, V скорость обращения де­нег (величина, показывающая количество оборотов, которое в среднем со­вершает за год одна денежная единица, или количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица), Р — уровень цен в эко­номике, Y реальный ВВП

получаем обратную зависимость между вели­чиной ВВП и уровнем цен : MV

Y= -------.

Р

Это означает, что ценовой фактор (изменение уровня цен) влияет на ве­личину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD.

Из уравнения также получаем два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет совокупный спрос, сдвигая кривую AD:

1) масса денег в обращении (предложение денег ). Рост предложения де­нег в экономике увеличивает совокупный спрос. И наоборот, уменьшение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево;

2) скорость обращения денег. Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос также растет.

4.3. Совокупное предложение: понятие; классическая и кейнсианская модели

Совокупное предложение (aggregate supply - АS) – это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок к продаже все производители (частные и государственные).

Величина совокупного предложения – объем выпуска, который все производители готовы произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен.

Зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране называют кривой AS.

На характер кривой AS влияют:

а) ценовые факторы;

б) неценовые факторы (изменения в технологиях, ценах ресурсов, объеме ресурсов, налогообложении фирм, и т.д.).

Ценовые факторы измеряют объем совокупного предложения (перемещение вдоль кривой AS).

Неценовые приводят к сдвигу кривой AS.

Кривая AS бывает статическая и динамическая.

В отличие от статической динамическая кривая AS используется для оценки темпов инфляции на изменение национального объема производства.

Поэтому кривая совокупного предложения имеет разный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах (критерием деления периодов на краткосрочный и долгосрочный в макроэкономике является изменение цен на ресурсы, в микроэкономике – изменение количества ресурсов).

В соответствии с трактовкой вопросов о степени гибкости цен и о способности рынка к восстановлению равновесия в макроэкономике существует два подхода к анализу макроэкономических процессов: классический и кейнсианский, которые отличаются друг от друга предпосылками, основными положениями, теоретическими выводами и практическими рекомендациями.

Классическая модель рассматривает экономику в долгосрочном периоде.

Долгосрочная кривая AS отражает производственные возможности страны и строится, исходя из следующих условий:

а) объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией и не обусловлен уровнем цен;

б) изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно;

в) экономика функционирует при полной занятости факторов производства и, следовательно, объем производства равен потенциальному;

г) цены и номинальная заработная плата гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

В данных условиях кривая AS вертикальна. Она характеризует потенциальный уровень объема производства (см. рис. 4.2.), т.е. объема производства в условиях полной занятости, при котором ресурсы экономики полностью используются, а безработица находится на естественном уровне).

 

P

LRAS

Y* Y

Рис. 4.2. Кривая совокупного предложения в классической модели

 

Сдвиги кривой совокупного предложения в долгосрочном периоде возможны только при изменении величины факторов производства и технологии.

а) ценовые факторы б) неценовые факторы

P P

LRAS LRAS1 LRAS2

 


P2 B

 

 

P1 A

 

 


Y* Y Y*1 Y*2 Y

 

4.3. Воздействие ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение в долгосрочном периоде

 

Кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде и основана на следующих предпосылках:

а) неполная занятость в экономике;

б) цены на товары и номинальная заработная плата жесткие.

Так как, по мнению Кейнса, в краткосрочном периоде все цены (номинальная заработная плата и цены на товары) жесткие, что соответствует си­туации, когда в экономике имеется большое количество безработных (как бы­ло в период Великой депрессии, на исследовании которой строил свою тео­рию Кейнс), кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS имеет горизонтальный вид (рис. 4.3).

P

P const SRAS

 

Y

Рис. 4.3. Кривая совокупного предложения в кейнсианской модели

 

Кейнсианская модель — это модель, изучающая экономику со стороны совокупного спроса.

 

а) ценовые факторы б) неценовые факторы

Р P

 

P3 SRAS 3

А В

SRAS P1 SRAS1

 

P2 SRAS 2

Y1 Y2 Y Y

Рис.4.4. Воздействие ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение в кейнсианской модели

 

Поскольку ресурсы не ограничены, цены на них не меняются, следовательно, не меняются издержки, и нет предпо­сылок для изменения уровня цен на товары. Поэтому рост объема выпуска происходит при неизменном уровне цен.

Так как производители могут произвести любое количество продукции при имеющемся уровне цен, то величина совокупного предложения определяется не уровнем цен, а желанием покупателей приобрести произведенные товары, т.е. совокуп­ным спросом. Если совокупный спрос установится на уровне, соответствую­щем точке А, объем выпуска составит Y1 а если на уровне, соответствующем точке В, т.е. фирмы будут уверены, что они смогут продать количество про­дукции, равное Y2, они обеспечат именно такой объем выпуска (см. рис. 4.4.). Однако ситу­ация жестких цен на товары и очень высокой безработицы в реальной эконо­мике встречается достаточно редко.

Современная экономика имеет инфляционный характер, в которой рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы (заработной платы) и все большее значение приобре­тают ожидания экономических агентов относительно изменения уровня цен в будущем (инфляционные ожидания).

Ценовые факторы (изменение общего уровня цен) влия­ют при прочих равных условиях (неизменных издержках) на величину сово­купного предложения в краткосрочном периоде и объясняют движение вдоль кривой SRAS (из точки А в точку В на рис. 4.5,а).

Неценовыми факторами, воздействующими на совокупное предло­жение в краткосрочном периоде, и сдвигающими кривую совокупного пред­ложения, выступают все факторы, изменяющие средние издержки при каждом уровне цен, т.е. изменение прочих рав­ных условий. Если издержки растут, совокупное предложение сокращается, и кривая совокупного предложения сдвигается влево - вверх (рис. 4.5,б) от SRAS1 до SRAS3. Если издержки снижаются, то совокуп­ное предложение увеличивается и кривая совокупного предложения сдвига­ется вправо - вниз (рис. 4.9,б) от SRAS1 до SRAS2.

К неценовым факторам совокупного предложения в краткосрочном пе­риоде относятся:

- цены на ресурсы;

- количество ресурсов;

- цены на импортные ресурсы;

- степень монополизма на рынке сырьевых ресурсов;

- степень объединения рынка труда;

- производительность ресурсов;

- технологический прогресс;

- налоги на бизнес;

- трансферты (субсидии) фирмам;

- государственное регулирование экономики.

 

а) ценовые факторы б) неценовые факторы

P SRAS P SRAS3SRAS1

P2B

 

P 1 A

SRAS2

 


Y1 Y2 Y

Y

 

Рис. 4.5. Воздействие ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение в краткосрочном периоде (современный вид кривой SRAS)

 

Таким образом, кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

1) кейнсианский (горизонтальный);

2) классический (вертикальный);

3) современный (промежуточный).

P (дефлятор ВВП)

AS

 


 

 


Y* Y

 

 

4.4. Макроэкономическое равновесие в модели АD – AS

Экономическая система находится в равновесии в точке пересечения кривых AD и AS.

Равновесие в модели AD-AS устанавливается при таком уровне цен, при котором величина совокупного выпуска, предлагаемого к продаже всеми производителями, равна величине совокупного спроса, который предъявят все макроэкономические агенты.

Пересечение краткосрочной кривой AS с кривой AD показывает, что экономика находится в состоянии краткосрочного равновесия.

Экономическая система находится в состоянии долгосрочного равновесия в точке пересечения кривой AD и долгосрочной кривой AS.

Изменения либо совокупного спроса, либо совокупного предложения ведут к изменению равновесия и равновесных значений выпуска и уровня цен.

Последствия изменения совокупного спроса зависят от периода времени, ско­рости приспособления (адаптации) цен к изменениям в экономике и скоро­сти уравновешивания рынков, т.е. от вида кривой совокупного предложения.

В краткосрочном периоде, если цены на товары и на ресурсы жесткие, в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов и кривая сово­купного предложения горизонтальна, изменение (например, рост) совокупно­го спроса ведет только к изменению (росту) равновесного объема выпуска (от Y1, до Y2), не изменяя уровня цен (движение из точки А в точку В на рис. 4.6,а).

Если цены на товары гибкие, а цены на ресурсы жесткие, кривая кратко­срочного совокупного предложения имеет положительный наклон, и увели­чение совокупного спроса приводит к росту величины равновесного выпу­ска (от Y1 до Y2), и равновесного уровня цен (от Р1до Р 2) (движение из точ­ки А в точку В на рис. 4.6.б).

а) P б) P LRAS P AD2 SRAS

AD1 AD2

AD1 AD2 P2 B P2

P1 A AD1

P P1 P1

A B

 

Y1 Y2 Y Y1 Y2 Y Y* Y

 

Рис. 4.6. Последствия увеличения совокупного спроса в модели AD-AS

В долгосрочном периоде, поскольку все цены гибкие, изменения совокупного спроса не влияют на величину равновесно­го выпуска (экономика остается на уровне потенциального ВВП — Y*), а воздействуют только на изменение равновесного уровня цен (от Р1 до Р2) (точка В на рис. 4.6,в).

На рис. 4.6.а имеет место кейнсианский вариант равновесия:

C+I+G+Xn = ВВП ном. = ВВП реал. * def.

На рис. 4.6.б действует эффект храповика.

Храповик – это устройство, позволяющее колесу вращаться вперед, но препятствующее его вращению назад (например, лебёдка).

Цены продуктов, ставки заработной платы повышаются, когда совокупный спрос повышается вдоль кривой совокупного предложения (на современном участке кривой совокупного предложения). Но когда совокупный спрос снижается, цены продуктов, ставки заработной платы обычно не снижаются. Т.е. при повышении совокупного спроса более высокий уровень цен фиксируется и остается в этом положении до тех пор, пока действие храповика не позволит в следующий раз увеличить его снова. Более высокий уровень цен, как правило, сохраняется даже при снижении совокупного спроса.

На рис. 4.6.в имеет место классический вариант равновесия:

MV = PQ = ВВП ном. = ВВП реал. * def.

В основе классического варианта – закон Ж.Б. Сэя: производство товара создает доход, равный стоимости произведенных товаров.

 

Последствия изменения совокупного предложения одинаковы в кратко­срочном периоде и в долгосрочном периоде и не зависят от вида кривой AS.

Изменение издержек на единицу продукции и количества и качества используемых ресурсов всегда ведет к изменению совокупного предложения и служит предпосылкой для изменения уровня цен. Рост совокупного предло­жения всегда ведет к росту равновесного уровня выпуска (от Y 1 до Y2) и сни­жению равновесного уровня цен (от Р1 до Р2) (движение из точки А в точ­ку В на рис. 4.7).

Отличие состоит лишь в том, что в краткосрочном периоде при росте совокупного предложения (при сдвиге кривой SRAS) растет фактический выпуск (Y) (рис 4.7 а, б), в то время как в долгосрочном периоде (при сдвиге кривой LRAS) увеличивается потенциальный выпуск (Y*), т.е. про­изводственные возможности экономики (рис. 4.7в).

P а) P б) P в)

AD SRAS1 LRAS1

P1 A SRAS1 SRAS2 P1 A LRAS2

P1 A

P2 B SRAS2 P2 B P2 B

AD

Y Y Y

Y1 Y2 Y1 Y2 Y*1 Y*2

Рис. 4.11. Последствия увеличения совокупного предложения в модели AD-AS

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неценовые факторы совокупного спроса | Структура педагогического мастерства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.