Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блок 3. Организация и осуществление торговой деятельности хозяйствующих субъектов

Законодательную и правовую основу данного блока составляют следующие нормативные правовые акты:

· Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли»;

· Гражданский кодекс Российской Федерации;

· Закон о торговле (ФЗ-381);

· Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Данные нормативные правовые акты устанавливают требования к организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности и осуществлению торговой деятельности, положения данных нормативных правовых актов конкретизируются в следующих постановлениях Правительства Российской Федерации:

· от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»;

· от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»;

· от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;

· от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»;

· от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

· от 6 июня 1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»;

· от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»;

· от 31 декабря 2009 г. № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

Следующий уровень образуют федеральные законы об обороте (обращении) отдельных видов товаров и принятые в их исполнение нормативные правовые акты, образующие законодательство об обороте (обращении) отдельных видов товаров, в частности, федеральные законы:

– от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

– от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»;

– от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

– от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

– от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

– от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

– от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;

– от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

– от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности»;

– от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Одновременно требования к организации торговой деятельности (организации и использования торговых объектов) и осуществлению торгового процесса (выполнению торгово-технологических операций) содержатся в федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принятых в его развитие подзаконных нормативных правовых актах, и федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Наиболее сложным является нормативный массив об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так для реализации положений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» принято более десятка постановлений Правительства Российской Федерации (в частности, от 25 июня 2007 г. № 401 «Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 31 декабря 2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации», от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию», от 31 декабря 2005 г. № 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками», от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», от 19 июня 2006 г. № 380 «Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 31 декабря 2005 г. № 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 25 июня 2007 г. № 400 «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых разрешаются производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта», и другие) и более десятка ведомственных актов – Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы по регулированию алкогольной рынка.

Комплексно регулируются и отношения, возникающие при организации и осуществлении торговли на розничных рынках – Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и принятые в их развитие постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г. № 297 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке», от 28 апреля 2007 г. № 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений», от 10 марта 2007 г. № 148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка».

Требования к организации и осуществлению торговой деятельности предусматриваются актами антимонопольного законодательства, основу которого составляет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за нарушения вышеперечисленных нормативных правовых актов предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Статьей 3 Закона о торговле закреплено право:

субъектов Российской Федерации:

· на региональное нормотворчество в сфере торговли посредством принятия законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

· принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов (статья 10), порядок организации ярмарок и продажи товаров на них (статья 11), порядок разработки региональных программ (статья 18), нормативы обеспеченности населения субъектов Российской Федерации площадями торговых объектов (статья 19);

органов местного самоуправления на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговле, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. В частности, статьей 10 Закона о торговле на органы местного самоуправления возложены полномочия по утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов.

В Законе о торговле статьей 15 установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечить соблюдение указанных норм органами власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления планируется путем применения мер антимонопольного воздействия, в том числе привлечения к административной ответственности.

Характеристика нормативной правовой базы по социально-экономическому развитию и применению программно-целевых методов решения проблем во внутренней торговле Российской Федерации

Основой применения методов программирования и стратегического планирования является Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в соответствии с которым разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
№1662-р).

В числе документов стратегического характера федерального уровня, затрагивающих в той или иной части сферу торговли, следует назвать:

Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120);

Программу развития конкуренции в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р);

Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р);

Концепцию государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. № 854);

Стратегию развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 октября 2009 г. № 965), Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. № 853), Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 319), другие стратегии развития отраслей промышленности, производящих товары потребительского назначения.

Нормативной основой разработки программ на федеральном уровне являются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.

Примером применения программного метода для решения проблем в секторах промышленности и торговле, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, является Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле», утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 123.

Примерами применения стратегического планирования и программирования социально-экономического развития отдельных регионов Российской Федерации являются Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р), Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р), Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р).

В рамках Ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговли» (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 123) предусмотрена методическая поддержка со стороны Министерства промышленности и торговли Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли.

 

8.2 Контроль коммерческой деятельности торговых предприятий: виды контроля и порядок проведения контроля разных видов (см. самостоятельно ФЗ-294)

 

8.3 Ответственность за нарушения действующего законодательства (см самостоятельно Кодекс об административных нарушениях, ФЗ «О защите конкуренции»)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Блок 2. Осуществление торговой деятельности (торгового процесса и его операций) | Лекция 8. Хозяйство ведущих стран мира после Второй мировой войны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.