Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное и биологическое в человеке

5. Понятие личности.

6. Социализация, образование, коммуникация. Их роль в становлении личности.

7. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Проблема смысла жизни.

 

4. Социальное и биологическое в человеке.

Человек, как и все другие живые существа — часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Отдельные этапы эволюции демонстрируют развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной конституции.

Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.

Но вместе с этим он отличается от любого животного, и прежде всего следующими чертами:

1. производит свою собственную окружающую среду – культуру – материальную (жилище, одежду, орудия труда) и духовную, а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;

2. изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;

3. может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т. п.);

4. способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;

5. свою жизнедеятельность делает предметом осмысления, целенаправленно изменяет её, планирует, животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Человек как бы выходит за пределы своей биологической природы. Он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я? ”, “Для чего я живу? ”, “Что я должен делать? ” и др.

Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, культуре, которые социализируют человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфические социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего, чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.

 

Словарь определяет человека как «живое сущест­во, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и поль­зоваться ими в процессе общественного труда».

Известны случаи, когда новорожденные дети похищались дикими живот­ными и те из них, кто оставался в живых, принимали повадки животных. Чтобы стать человеком разумным, ребенок должен воспитываться людьми и получить человеческое воспитание.

Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о буду­щем, мечтая и строя планы. Мышлениеэто высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непо­средственно восприняты человеком.

Человек должен удовлетворять не только свои материаль­ные, но и духовные потребности. Духовный (внутренний) мир человека формируется под влия­нием того общества, в котором живет человек. Средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе является, прежде всего, язык.

К тому же человек может отражать действительность не только с помощью языка и речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

В науке принят специальный термин «индивид» (от лат. нераздельный, неделимый), «один из» других людей. Термин «индивидуальность» характеризует человека как одного из многих, но учитывает его личные особенности, в том числе внешний облик, специфическую манеру поведения, характер и т.д.

Человек ценен для общества прежде всего своими социально значимыми каче­ствами, которые в своей совокупности характеризуют личность. Чтобы стать лич­ностью, надо обладать разумом, самосознанием, способностью отвечать за свои поступки и действия.

Природа человека биосоциальна.

 

Среди естествоиспытателей бытует мнение, что возможно целенаправленное изменение природы человека при помощи евгеники и генной инженерии.

Итак, новоевгеника ("позитивная евгеника"). В отличие от старой евгеники, которая представляла проекты реконструкции генной структуры человека с целью улучшения породы человека, неоевгеника пытается говорить о, якобы, заботе о человеке, о будущем человечества.

Идеи евгеники скомпрометировали себя в прошлом (фашизм). Неоевгенические проекты создания "нового человека" порочны в социальном плане, поскольку берутся на вооружение расистской идеологией, теорией и практикой геноцида. Они извращенно понимают сущность человека и его место в мире, его роль как предпосылки и продукта истории, односторонне ориентируются на социобиологизм. Неоевгенические проекты ставят под сомнение основные ценности человеческого существования, такие как любовь, родительские чувства и т. п.

 

Это, однако, не означает, что в принципе невозможно и нежелательно всякое активное вмешательство в наследственность человека. Однако следует отличать научную возможность от реальной практики, которая требует конкретного определения социальных условий реализации той или иной идеи. Все эти исследования должны иметь социально-гуманистическую направленность и исходить из понимания сущности человека как неповторимой совокупности всех общественных отношений.

Таким образом, исходным методологическим принципом решения проблемы социального и биологического должно стать признание приоритетной роли социального в развитии человека, что же касается биологического, то оно должно рассматриваться как субстрат, естественная предпосылка бытия человека, но не как определяющая сторона этого бытия. Противоположная позиция есть биологизаторство, неизбежно ведущее к расизму и идее избранных наций.

То, что природа человека биосоциальна, вопросов не вызывает. Но проблемы, вытекающие из этого противоречивого единства, решить совсем не просто…

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели взаимодействия социального педагога с семьей ребенка-ин­валида | Пример. Примеры проблем, связанных с противоречивостью биологической и социальной сторон в человеке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.