Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Основные закономерности роста и развития организма в его взаимоотношении с внешней средой (4 ч.)

РОСТ И РАЗВИТИЕ

ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Технология изготовления рабочих лопаток компрессора на пяти-координатных станках с ЧПУ.

 

 

1. Возрастная физиология и школьная гигиена. Ее предмет, содержание и назначение.

2. Возрастная периодизация. Характеристика основных критических периодов развития организма.

3. Рост и развитие. Изменение пропорций тела (формообразование). Гетерохронность роста и развития.

4. Методы изучения физического развития детей. Группы здоровья.

5. Половое созревание и половое воспитание.

6. Единство организма и среды, в которой происходит развитие ребенка.

Организм – это целостная физиологическая система, самостоятельно существующая, саморегулирующаяся, реагирующая как единое целое на различные изменения окружающей среды. Организм состоит из органов, которые в свою очередь состоят из тканей.

Орган – часть тела, имеющая местоположение, строение и выполняющая определенную функцию. Органы объединены в системы органов и аппараты органов.

Система органов – группа органов, выполняющих определенную функцию, развивающихся из общего эмбрионального зачатка и топографически связанных между собой. Различают следующие системы органов: костную, мышечную, нервную, сердечнососудистую, лимфатическую, дыхательную, пищеварительную, мочевыделительную, половую, иммунную, сенсорную, покровную, эндокринную.

Рост – количественные изменения в организме, заключающиеся в увеличении веса, объема, длины тела, массы отдельных органов. Рост характеризует количественные изменения в организме. Рост происходит благодаря митотическим делениям клеток, увеличению их количества и размеров. Под воздействием ионизирующей радиации нарушаются митозы в клетках растущего организма и, соответственно, нарушается органогенез, что приводит к аномалиям развития.

Развитие – показатель качественных изменений в детском организме, которые выражаются в усложнении строения и функций, тканей, органов и всего организма в целом. Этот процесс называют морфологической дифференциацией, в результате которой органы детей приобретает форму, характерную взрослому.

Рост и развитие – единый весьма сложный процесс, характеризующийся следующими свойствами:

связан с тканями, клетки которых активно делятся (эпителиальная, соединительная, мышечная);

интенсивно протекает в детском и подростковом периодах жизни (рост удваивается к 4,5–5 годам; утраивается к 14–15 годам).

В процессе роста и развития детей также выделяют периоды (таблица 1):

первый год жизни – первый период вытягивания, – длина тела ребенка увеличивается на 21–30 см, а масса – на 6–7 кг;

2–4 года – первый период округления, рост тела в длину замедляется;

6–7 лет–второй период вытягивания темп роста увеличивается, длина тела возрастает на 7–10 см за год;

7–10 лет – второй период округления, который характеризуется замедлением роста;

12–16 лет – третий период вытягивания, который характеризуется нарастанием темпа физического развития во время полового созревания.

В нормальных условиях рост и развитие органов, систем организма протекает непрерывно, но неодновременно и неравномерно, скачкообразно. Такое явление в физиологии называется гетерохронизмом. Теория гетерохронизмов предложена П.К. Анохиным (1898–1974). Гетерохронизм – это процесс, при котором в одном органе, или системе органов рост и морфологическая дифференциация тканей завершаются в разное время (неодновременно). Гетерохронное развитие объясняется тем, что постепенное накопление количественных и качественных изменений в определенный момент приводит к скачку, в результате которого организм переходит на качественно новый уровень развития.

Примерами гетерохронизмов являются чередование периодов ускоренного роста и развития организма человека с их замедлением, а также неодновременное развитие систем организма.

Формообразование – изменение пропорций растущего организма. У новорожденного голова составляет 1/4 длины тела, в 5–7 лет– 1/6, в 12 лет–1/7 и у взрослого– 1/8 длины тела. Длина ног у новорожденного составляет 30 % длины тела, у подростков – 60 %, у взрослого–50 % длины тела.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изготовление зубчатых колес | Возрастные особенности строения и функций желез внутренней секреции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.