Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности органа зрения и зрительного анализатора




У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока – 17,3 мм, а у взрослого– 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 мес жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3–4 мес жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.

Слезная жидкость имеет важное защитное значение, т. к. увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5–2 мес во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.

В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 нед она появляется. Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.

Возрастные особенности цветовосприятия. Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5–6 мес. Именно к 6 мес жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5–3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10–12 годам.

Возрастные особенности оптической системы глаза. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации – принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет – 8 см, 20 – 9 см, в 22 лет –10 см, в 25 лет– 12 см, в 30 лет – 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.

В 6 – 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.

 

Острота зрения у детей разного возраста

У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних – у 55 %, в девятилетнем – у 66 %, у 12 – 13-летних – 90 %, у подростков 14 –16 лет – острота зрения, как у взрослого.

Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6–8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5–6 лет.

В раннем возрасте, между 6–9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).

У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.

У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.

Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1–3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза (таблица 7). К 7–12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30–40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость.

 

ЛЕКЦИЯ 5. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СКЕЛЕТА. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ или дошкольных учреждений (4 ч.)

1. Функции опорно-двигательного аппарата. Состав и рост детских костей.

2. Особенности формирования костей кисти, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей мозгового и лицевого черепа.

3. Изгибы позвоночника, их образование и сроки фиксации.

4. Гетерохронность развития мышц. Развитие двигательных навыков у детей. Становление массы, силы мышц. Выносливость детей и подростков. Двигательный режим.

5. Особенности реакции на физическую нагрузку в разном возрасте.

6. Правильная поза в положении сидя, стоя, при ходьбе. Нарушения осанки (сколиоз, усиление естественных изгибов позвоночника – лордозов и кифозов), причины, профилактика. Плоскостопие.

7. Школьная мебель. Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция). Подбор, расстановка мебели и рассаживание учеников в классе.

Функции, классификация, строение, соединение и рост костей

Скелет – совокупность твердых тканей в организме человека – костной и хрящевой.

Функции скелета: опорная (к костям прикрепляются мышцы); двигательная (отдельные части скелета образуют рычаги, которые приводятся в движение прикрепляющимися к костям мышцами); защитная (кости образуют полости, в которых располагаются жизненно важные органы); минерального обмена; образования клеток крови.

Химический состав кости: органическое вещество – белок оссеин, входящий в состав межклеточного вещества костной ткани, составляет только 1/3 массы кости; 2/3 ее массы представлены неорганическими веществами, в основном, солями кальция, магния, фосфора.

В состав скелета входит около 210 костей.

Строение костей:

надкостница, состоящая из соединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость, состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело – диафиз и два утолщения на концах – верхний и нижний эпифизы. На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка – эпифизарный хрящ, за счет деления клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка – надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты. Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов.

Различают осевой скелет и добавочный.

Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза: сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д. К приобретенным сколиозам относятся:

1) рахитические, проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц; 2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении; 3) привычные (школьные), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и

т. д. На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах – выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.