Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольная политика государства




Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков – вопрос о факте монополизации.

Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если:

на долю одного продавца приходится 33%;

на долю трех - 50%;

на долю пяти - 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).

Вообще считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.

 
Для определения степени монополизации рынка используется показатель концентрации рынка (индекс Харфиндела-Хиршмана): , где - доля фирмы, выраженная в процентах; n - общее число фирм на рынке; i - фирма. Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ=1000 (10х102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (8x102+202). На основании ИXX государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если:
ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения; ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок; ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического, законодательного и административного характера.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:

"потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);

предельного темпа роста цен;

предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

поощрение создания товаров-заменителей;

поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;

открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Обычно законодательные меры предполагают:

запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;

запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;

принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

 

ТЕМА 12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1. Система национальных счетов

2. Измерение внутреннего производства

3. Реальный и номинальный национальный продукт. Дефлятор ВВП

 

1. Система национальных счетов

Система связанных статических показателей, Построенная в виде счетов и таблиц для получения общеэкономической картины страны.

С конца 60-х годов СНС принята ООН в качестве стандартной системы и рекомендована всем странам. Показатели, входящие в систему позволяют измерять объем производства в определенный промежуток времени, определять тенденции экономического развития на перспективу, формировать и внедрять экономическую политику. В СНС отражены с одной стороны наличные ресурсы, а с другой – их использование. Оно показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений.

Участниками экономических отношений выступают:

- нефинансовые предприятия, производящие товары и услуги с целью получения прибыли;

- домашние хозяйства, функция которых – потребление;

- государственная и местная администрация, которая оказывает услуги, не реализуемые за деньги.

- финансовые учреждения, кредитные учреждения;

- хозяйственные агенты за пределами территории страны.

Участники экономических отношений ведут счета основных операций, в которых все ресурсы записаны дважды, как наличные и как используемые. В результате, для больших категорий операций получается равновесие. На основе этого строится сводная макроэкономическая таблица, показывающая равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с позиции баланса ресурсов и их использования участниками экономических отношений.

По конкретным труппам участников экономических операций ведутся свои счета следующих видов:

- счет производства – это баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей;

- счет образования доходов – это баланс производства доходов и валовой добавленной стоимости;

- счет эксплуатации – это баланс распределения добавленной стоимости между зарплатой, выплатами по социальному страхованию и косвенными налогами;

- счет-распределение – это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды;

- счет капитала – баланс финансирования инвестиций;

- финансовый счет – итоговый баланс, показывающий источники приобретения финансовых активов и финансовых обязательств страны, чистые кредиты и чистые долги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.