Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 9. Целеполагание и планирование




Функция педагогического анализа закладывает основу для осуществления второго важнейшего вида управленческой деятельности — целеполагания.

Цель — это заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения и является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности. Ясность цели помогает найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия. Всякая единичная цель должна обладать полнотой содержания. Цель должна быть операциональной (контролируемой, диагностируемой) в части определения ожидаемого результата.

Любая образовательная система создается для достижения определенной цели и является целеустремленной системой.

Целеполагание — это процесс формирования цели, процесс ее развертывания. В представлении Ю.А. Конаржевского, целеполагание — это ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться по следующему алгоритму: «анализ обстановки — учет соответствующих нормативных документов — установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению, — выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов, сил и возможностей — выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при данных затратах сил и средств дает наибольший эффект, — формулировка цели».

За процессом целеполагания следует процесс целеосуществления, в ходе которого сформулированная, осознанная цель образовательной системы трансформируется в свое следствие — в реализацию деятельности, в ходе которой и формируется тот или иной конечный ее результат.

Относительно частные цели в итоге подчиняются основной цели, хотя и она достигается через реализацию целей элементов и подсистем, а не сама по себе.

«Генеральные» цели сложных систем имеют непростой характер, они проектируются в общем виде, в весьма абстрактных понятиях. Для того чтобы они были достигнуты, их необходимо разукрупнить, декомпозировать на цели более частные и конкретные, но менее сложные и общие. Единая цель системы выражается в виде развернутых построений, конструкции целей ее подсистем и элементов, которые, будучи связанными между собой, образуют так называемое «древо целей». Вершиной этого «древа» является «генеральная» цель.

Виды педагогических цел ей многообразны. В педагогической литературе выделяются нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

Нормативные государственные цели образования являются примером «генеральной цели» системы. Это наиболее общие цели, определенные в правительственных документах, Государственных образовательных стандартах.

Общественные цели — это цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы в образовании.

Инициативные цели — это непосредственные цели, разработанные педагогом-практиком и его учениками с учетом типа образовательного учреждения, учебного предмета, уровня развития ученика, подготовленности педагога. На основе представлений о предмете инициативной цели ее декомпозируют на три группы целей:

- группу А — цели формирования знаний, умений, навыков;

-группу В.— цели формирования отношений к различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.п.;

- группу С — цели формирования творческой деятельности, развития способностей, задатков, интересов учащихся.

В структуре основных функций управления цель выполняет роль системообразующего фактора.

Планирование. Управление образовательными системами нуждается в определении ожидаемых в будущем результатов, в анализе возможностей, существующих для их достижения, в определении состава и структуры будущих действий, в предвидении и оценке их последствий. Все эти задачи решаются в процессе планирования.

Цель планирования – выработка единства действий управленцев (руководителей образовательного учреждения, учителей, воспитателей и т.д.) и исполнителей в определении основных видов деятельности.

План — это документ, в котором отражены мероприятия по выполнению определенных видов деятельности, указаны сроки исполнения и ответственные за исполнение.

Планомерность — это основа управления как в социально-экономической, так и в педагогической сферах деятельности. Разработка и реализация плана представляют собой два основных этапа управленческого цикла. Подготовка плана работы образовательного учреждения — это, по существу, принятие самого главного управленческого решения. В плане отражается вся управляющая система школы.

Планировать работу школы можно по целям, объектам управления, субъектам управления, времени и т.д.

Качество планирования во многом определяет уровень внутришкольного руководства. Обилие мероприятий без учета реальных возможностей исполнителей и фактора имеющегося у них времени так же неэффективно, как и поверхностные, малоемкие и неконкретные планы. Нарушение условия оптимальности является основной причиной формализма при составлении плана, и как следствие — формализма при его реализации в практической деятельности руководителей и педагогических коллективов школ.

Опыт управленческой деятельности показывает, что планирование эффективно, если в нем учтены специфические особенности:

- конкретного педагогического коллектива;

- конкретного образовательного учреждения;

- реальных обстановки и условий;

- индивидуальные особенности тех, кто будет осуществлять на практике мероприятия.

Опыт практической деятельности позволяет сформулировать следующие основные требования к планированию:

- единства целевой установки и результатов реализации; -единства долгосрочного и краткосрочного планирования;

- осуществления принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов;

-обеспечения комплексного характера прогнозирования и планирования;

-стабильности и гибкости планирования на основе прогнозов.

К школьной документации, отражающей планирование, относятся годовой план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения; месячный план работы образовательного учреждения; недельный план работы директора (заведующего) и его заместителей; план работы классного руководителя; календарно-тематическое планирование учителя; тематический план учителя; поурочный план учителя; план проводимого воспитательного мероприятия; план коллективного дела, план работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения и т.д.

План не может обеспечить целостного видения проблемы, он только пошагово отражает процесс ее решения. Анализ различных планов показывает, что «шаги» плана (отдельные мероприятия), как правило, не связаны друг с другом.

Вопрос 10. Организация.

Организация означает структура, строение и сочетание, а также хорошее, планомерное, обдуманное устройство чего-либо. Поэтому в социологии термин «организация» принято рассматривать в трех различных смыслах: как объект (явление); как процесс управления; как воздействие или действие (налаживание чего либо). Охарактеризуем кратко все три понятия.

Организация как объект представляет собой искусственную коалицию людей, являющуюся элементом или частью общественной структуры и выполняющую определенные функции. Например, это предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы, созданные по профессиональному или иному другому признаку.

Организация как процесс является совокупностью операций, обеспечивающих взаимосвязь между составляющими системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами данного коллектива, обеспечение взаимодействия между участниками, осуществление контроля за исполнением указаний и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов. В этом значении организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей.

Организационная структура управления (ОСУ).Составляющие компоненты(ОСУ).Классификация ОСУ.

ОСУ – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации. Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления.

ОСУ выражает отношение власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).

Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации.

Звенья включают несколько элементов.

Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на:

* горизонтальные и вертикальные;

* линейные и функциональные;

* формальные и неформальные;

* прямые и косвенные.

Виды ОСУ:

Иерархическая структура управления. Иерархическая структура управления - организационная структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Инновационно-производственная структура управления. Инновационно-производственная структура управления - структура управления, предусматривающая разделение: - руководства подразделениями, осуществляющими инновационные функции: стратегическое планирование, разработку и подготовку производства новой продукции; и - повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий.

Линейная структура управления. Линейная структура управления - отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.

Линейно-функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура управления - структура органов управления, состоящая из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; и обслуживающих функциональных подразделений. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения. Элементами структуры управления выступают звенья управления и связи между ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.