Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходное событие

Казалось бы, что общего с государственным устройством России XIX века и трагической судьбой «бесприданницы» - Ларисы Огудаловой. Но стоит вникнуть в истоки взаимоотношений Ларисы, Паратова, Карандышева, Кнурова, Вожеватого и остальных участников этой драмы, как становится ясно, что именно Социальное неравенство героев является первопричиной всех действий, их поступков. Имущие и неимущие. Казалось бы, чисто экономические понятия сталкиваются в категориях социальных, нравственных, духовных.

Человек – вещь, с одной стороны, и человек покупатель, с другой.

Два человека, по всему, глубоко, но безразличные друг к другу, стоят на разных ступеньках социальной лестницы. Следовательно, люди с разными нравственными и духовными запросами, люди с разными личностными потенциалами и какого бы мы не предполагали их жизнь, их взаимоотношения предшествующие пьесе, фильму, мы, прежде всего, должны отчетливо представить себе, что именно в Социальном положении личности кроется первопричина конфликта Ларисы и Паратова.

Г.А. Товстоногов считает, что 99% пьес мирового репертуара зиждется на специальной почве! Что же тогда – 1%? То самое исключение, которое подтверждает правило!

Дотошность изучения времени написания пьесы, то есть среды человеческих взаимоотношений различных социальных групп и классов, сталкивающихся в исл., установление конфликта и его первопричины и будет – исходным событием пьесы и спектакля, который чаще всего принято называть – исходящими обстоятельствами. Но если договориться сразу, что главное не в том, как называть, а в том что иметь при этом ввиду, то для логики изложения, нас устроит больше именно термин – «исходное событие». Попробуем для примера рассмотреть ещё одну драматическую ситуацию, но уже ближе к сегодняшнему дню, следовательно, ситуацию более доступную, к нам по своей информатике – даже личным жизненным наблюдениям. Рассмотрим с этих позиций драматическую повесть Валентина Распутина – «Последний срок».

Фактически повесть начинается словами «старуха умирала» и заканчивается столь же лаконично – «старуха умерла». И только три дня между этими двумя фразами. Целых три дня напряженнейших драматических событий, поднимающихся в отдельных моментах до трагического звучания. Как понять этот мир? Как разобраться в мешанине человеческих взаимоотношений и найти главное?

Неплохи, в сущности люди – дети старухи Анны: Варвара, Илья, Люда, Михаил, самая младшая Тангера.… Разбросала их жизнь по белу свету, угнала из родного гнезда. Остался один Михаил с женой Надей и дочкой Нинкой. Верный сын старой матери, на отцовском подворье. Живет тут с детских лет, всякого знач.

Родной человек в родной деревне, отчего же так настораживают слова: «… только два покосившихся столба остались от ворот – все четыре стороны открыты настежь…. Окна осели, превратились в оконца, чтобы пройти через дверь, приходилось нагибать голову. Неоштукатуренные стены выпучивались белеными бревнами…. Крыльцо покосилось, доски встали торчком и Михаил, запинаясь, всякий раз чертыхался».

Ведь живет здесь в родной деревне! Семьей! Однако сгоревшую баню, так и не удосужился срубить заново…. Куда там! Крыльцо починить не может! Почему? Грызет, грызет какая-то боль автора повести Валентина Распутина.

О чем это он? Не об умирании ли сибирской деревни? Русской, российской, советской, современной – не в том суть?

У-ми-ра-ет?! (Как старуха Анна; Не есть она истинный образ русской деревни?!)

Умирает, как отмирает навечно ее христианская простота и совестливо её извечная забота о земле, сузила ей …

Умирает от того, что покинута детьми её….

…. А покинута оттого, что разграблена, изгажена и заброшена. Вначале леспромхоз все окрестности вырубил, людей разобщил, пристрастил к длинному рублю оторвал от крестьянского труда, сделал варварами пришельцами на родной земле.

Потом объединение колхозов. Ещё одно разорение. Переехал оставшийся скот в чужие конюшни, что было доброго – увезли, остальное бросили. Поля еще года два кое-как пахали, а потом, и их забросили – нерентабельно! Вот и есть приговор! Можно сказать: «отмирание деревни!» Можно сказать жестче: «Убийство»!

И что делать теперь в том, Богом (и Богом ли?) забытом месте? Какими жить перспективами? Производства нет. Колхоза нет. Леспромхоз после себя они пни оставили. Где работать? А Нинка порастет, где учиться? Школы нет, чего дожидаться? Зачем баню рубить?!

«Вспомни, как раньше жили. Все вместе переносили – и плохо, и хорошее… а теперь каждый себе…. Свои уехали, чужие тоже уехали. Я теперь в родной деревне многих не знаю, кто они такие есть? Вроде и сам чужой стал, в незнакомую местность переселился….»

В этом горьком признании Михаила, закономерного идеями, беспощадного разорительства. Но ведь же здесь Михаил подрабатывает сезонно в сплав. Конторе, баржи грузит - значит, есть какой-то интерес, что-то его тут держит?

Да, мать. И как это не странно звучит, но ждет он, Михаил …. Смерти матери, чтобы тоже уехать «Как до него уехали все, как это не жестоко, (а жестокость продиктована самой жизнью) но все съехавшиеся сюда по телеграмме, дети старухи Анны, дожидаются её смерти.

Можно сказать тайно и искренне желают её, чтобы всё «как у людей». И также искренне недоумевают и теряются, когда вдруг «умирать передумала», ибо само её «оживление» ещё только больше обостряет конфликт! Уже и черное траурное платье сшито и водна на поминки закуплена и …. Отпускных только три денечка «по телеграмме».

«Господи, пошли ко мне смерть мою, я готовая» - шепчет старуха Анна – оно понятно. ОТМИРАНИЕ, разрушение рода. Омертвления корневой системы крестьянства деревни – вот исходное событие. Исходное событие первый этап в цепи развития конфликта. Оно лежит далеко за пределами пьесы произведения и изрения тех людей – является для нас задачей наиважнейшей!! Именно изучение их жизни, обстоятельств им сопутствующим позволит нам не только достоверно проанализировать и обнаружить цепь событий произведения, но и найти самые горячие точки соприкосновения с днем Сегодняшним! Правильно определить исходное событие, это значит уже предугадать идею пьесы! Это значит обнаружить главный конфликт. То есть определить борьбу, противоборство действующих сил, а следовательно и сквозное действие произведения будущего спектакля, ибо в этом смысле они нерасторжимы, ибо всё сходится в этой исходной точке. Точнее исходит из неё!!!

Проблемы сегодняшних отцов и детей в том лишь только, что последние (т.е. - дети) неуправляемы – первыми Иждивенцы? Да! Инфантильны? Да! Непослушны, своенравны? Да! Но они духовно не-за-ви-симы! Конечно, можно найти точки соприкосновения классической пьесы привязанные с сегодняшним днем и их немало. Но это будет уже не совсем то, о чём писал автор. И стоит ли приспосабливать произведения под «тему»?

Когда на полке классики стояли такие, которые кричат сегодняшними проблемами. Уж таково свойство классики!

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пять основных этапов развития главного конфликта | Начальное событие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.