Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Соотношение понятий личности преступника и преступного поведения. Подходы к объяснению преступного поведения

В начале рассмотрения третьего вопроса лекции хотелось бы напомнить, что под личностью преступника понимается личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата[1].

Наряду с понятием личности преступника в криминальной психологии используется термин «преступное поведение», что обусловлено, по-видимому, неразрывной взаимосвязью между личностными свойствами и чертами характера, выступающими внутренними психологическими образованиями, и поведением человека, проявляющимся вовне.

Поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В поведении человека выражается его отношение к нравственным, моральным и правовым нормам, традициям, существующим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта[2].

Как справедливо указывает доктор психологических наук, профессор, заслуженный юрист России, профессор кафедры уголовно-процессуального права Академии Министерства юстиции РФ Владимир Владимирович Романов[3], предметом специального изучения юридической психологии является преступное (криминальное) поведение, существенно отличающееся по своей антиобщественной направленности, способам достижения цели от поведения законопослушного гражданина.

При этом поведение включает следующие составляющие:

- поступок, проявляющийся в конкретном сознательном действии или бездействии;

- потребность, выступающая источником активности человека;

- цель в виде образа будущего результата (продукта) деятельности;

- действие, являющееся законченным элементом деятельности и направленное на выполнение какой-то одной простой, текущей задачи, необходимой для достижения цели;

- движения, из совокупности которых складываются действия человека.

Интересной с научной точки зрения и имеющей практическое значение представляется психологическая структура преступного акта как формы поведения, предлагаемая кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ Ольгой Александровной Гулевич [4].

В соответствие с данной структурой человек, совершающий преступление, последовательно проходит четыре основные этапа: мотивации, планирования, исполнения, раскаяния и поиска оправдания (схема 2).

Схема 2. Психологическая структура преступного акта (по О.А. Гулевич)

1. Этап мотивации 1.1. Возникновение потребности 1.2. Выбор мотива
2. Этап планирования 2.1. Постановка цели 2.2. Анализ ситуации 2.3. Выбор способа поведения 2.4. Прогноз последствий 2.5. Принятие решения    
3. Этап исполнения 3.1. Контроль и коррекция поведения 3.2. Анализ последствий
4. Этап раскаяния и поиска оправдания

 

 


Этап мотивации начинается с возникновения потребности. Большинство потребностей, которые приводят к совершению преступления, имеются у всех людей. К ним относятся физиологические потребности (в пище, отдыхе, сексуальная пот­ребность и т.д.), потребность в безопасности, в общении с другими людьми, уважении с их стороны и власти над ними, познании и по­лучении новых впечатлений, саморазвитии. Специфика преступного поведения раскрывается при выборе мотива. Чтобы удовлетворить сексуальную потребность или потребность во власти преступник решает изнасиловать женщину, чтобы удовлетворить потребность в общении - совершить преступ­ление вместе со своими друзьями по криминальной группе и т.д.

На этапе планирования разрабатывается детальный план со­вершения преступления. Во-первых, ставится конкретная цель, для этого выбирается объект, ради получения или разрушения ко­торого и будет совершено преступление (постановка цели). Даль­ше анализируется ситуация, в которой произойдет столкновение с объектом, выбираются время, место и способ совершения пре­ступления (анализ ситуации и выбор способа поведения). Кроме того, потенциальный преступник оценивает, приведет ли совер­шение преступления к удовлетворению потребности, и к каким еще результатам оно может привести (прогноз последствий). Далее принимается окончательное решение о совершении пре­ступления. Например, человек, решивший совершить преступление «за компанию», ради удовлетворения потребности в общении, ставит цель - угнать машину соседа; анализирует, когда это можно сделать так, чтобы сосед не сразу заметил пропажу; придумывает способ проникновения в машину; думает о том, одобрят ли этот поступок его приятели, поднимет ли это его престиж среди сверс­тников; затем принимается решение угнать машину утром, после посещения ночного клуба вместе со своими друзьями.

Совершение преступления происходит на этапе исполнения. Оно сопровождается коррекцией поведения по ходу совершения преступления и анализом наступивших последствий. Например, в описанной выше ситуации угонщик меняет план действий, если не может проникнуть в машину так, как задумал. Кроме того, уг­нав машину, он смотрит на реакцию своих приятелей: выражают ли они восхищение?

Этап раскаяния и поиска оправдания наступает только в том случае, когда преступник недоволен тем, что преступил закон, осознает ущерб окружающим людям, или чувствует негативное от­ношение к себе с их стороны. Способом самооправ­дания может быть, например, отрицание ответственности («Я не хотел угонять машину, меня заставили друзья, у меня не было выбора») или утверждение о необходимости наказания жертвы («Так вла­дельцу и надо, наверняка он купил машину на ворованные деньги»­).

Описанная психологическая структура преступного акта имеет две основные особенности. Во-первых, некоторые стадии и даже этапы совершения преступления могут проходить быстро, почти незаметно как для стороннего наблюдателя, так и для самого преступника. Во-вторых, при совершении преступления человек не обязательно проходит все стадии. Например, находясь в состоя­нии возбуждения, преступник может не проанализировать ситу­ацию или не скорректировать свои планы в момент совершения преступления.

В рамках данного параграфа, рассматривая преступное поведение, мы будем обращаться к трудам различных ученых, специализирующихся в области психологии и криминологии – Ю.М. Антоняна, С.А. Беличевой, О.А. Гулевич, М.И. Еникеева, О.Ю. Михайловой, Г.Г. Шиханцова и других.

Наиболее полно и обстоятельно, на наш взгляд, различные научные трактовки к анализируемой проблеме представлены в работе О.А. Гулевич[5], отмечающей, что существует четыре основных подхода к объяснению преступ­ного поведения - индивидуальный, групповой, общественный и ситуационный.

В первом случае совершение преступлений связывается с наличием у преступника определенных индивидуальных особенностей, во втором - особенностями малых групп, в рамках которых он развивается (семьи, школы, криминальной группы), в третьем - структурой общества, в котором он существует, и в чет­вертом - особенностями ситуации преступления. Рассмотрим содержание каждого из этих подходов.

Сторонники индивидуального подхода выделяют три группы индивидуальных особенностей, чаще встречающихся среди пре­ступников, чем среди законопослушных граждан: биологические, социодемографические и психологические.

Приверженцы изучения биологических особенностей считают, что преступниками становятся люди с нарушениями в работе организм­а. Эти нарушения могут иметь врожденный, приобретенный или временный характер.

Так, опираясь в рассуждениях на имеющиеся научные достижения и анализируя врожденные, наследственные предпосылки агрессии, доктор психологических наук, профессор, председатель Центра психологических исследований Альберт Налчаждян [6] разъясняет, что каждая клетка человеческого тела содержит 46 хромосом. Каждая хромосома несет в себе факторы наследственности – гены. Одна пара из всех хромосом определяет пол человека. Мужчины имеют XY-пару, а женщины – ХХ. Это нормальное положение вещей, но встречаются случаи, когда у мужчин имеется комбинация XYY.

В середине 1960-х годов группа исследователей (P.A. Jacobc, M. Brunton, M. Melvill)[7] сообщила, что такая необычная комбинация половых хромосом чаще встречается у лиц, совершивших различные преступления, чем у остальной части населения. Они описали «синдром XYY», встречающийся у этих людей и состоящий из следующих признаков: (а) очень высокий рост, (б) умственная отсталость, (в) частые и взрывоподобные, крайне насильственные действия.

Некоторые авторы (L.F. Jarvik, V. Klodin, S.S. Matsuyama)[8] также утверждают, что агрессивное поведение мужчины с нормальным набором хромосом (XY) всегда является проявлением Y-хромосомы из этой пары хромосом. В то же время лишняя Y-хромосома приводит к крайней агрессивности человека, а нормально присутствующая Y-хромосома является генетической основой нормальной агрессивности.

Вообще по поводу того, почему лица с лишней Y-хромосомой чаще совершают преступления, чем люди с XY-набором (речь идет о мужчинах), существуют разные точки зрения. Одна из них просто утверждает, что эти люди более агрессивны. Согласно второй точке зрения, они более крупны, поэтому их чаще обвиняют в преступлениях. Согласно третьей гипотезе, лица с XYY-набором интеллектуально менее развиты и, совершая преступления, чаще попадаются в руки правосудия и наказываются. Согласно обобщению А. Налчаджяна, в настоящее время наиболее вероятной считается последняя гипотеза[9].

Американские психологи Роберт Берон и Дебора Ричардсон [10] в качестве врожденных биологических аномалий выделяют не только лишнюю У-хромосому в половой хромосоме у мальчиков, но и высокий уровень тестостерона и нарушение мозговых ритмов.

К приобретенным биологическим анома­лиям относят нарушения, возникшие в работе организма в резуль­тате неблагоприятного воздействия внешней среды (плохого пита­ния, экологических факторов) или прижизненных травм, затрагивающих нервную систему.

Так, более импульсивными и агрессивными становятся люди, у которых имеются повреждения лобных долей головного мозга. Они раздражительны, и у них часто бывает дурное настроение. Авторы Bryant, Scott, Golden, Tori[11] сообщают, что заключенные, у которых диагностировались повреждения мозга, били более склонны к совершению преступлений с применением насилия, нежели те, у кого таких повреждений не было.

В качестве примера можно привести и исследования российских ученых[12], согласно которым органическое поражение головного мозга диагностируется у 56,1% сексуальных преступников. В их числе в четырех клинических вариантах органической патологии указанные преступники распределяются следующим образом:

(а) ранние органические поражения головного мозга (внутриутробное поражение плода и другое) – 35,1%;

(б) травматические поражения головного мозга – 35%;

(в) органические поражения головного мозга смешанной этиологии (нейроинфекциия, повторные черепно-мозговые травмы и другое) – 25,6%;

(г) сосудистые поражения головного мозга (атеросклероз, гипертоническая болезнь) – 4,3%.

С биологическими предпосылками преступного поведения связаны различные степени умственной недостаточности – олигофрении. Олигофрения (малоумие) – врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) недоразвитие психики, в основном – интеллекта, в сочетании с разнообразными дефектами физического развития; возникает в результате поражения зачатка плода, а также вследствие заболеваний, механических травм в раннем детстве[13].

Олигофрения крайне отрицательно влияет на познавательную деятельность, а именно существенно затрудняет логическое мышление, запоминание и другие познавательные функции. Умственная отсталость способствует повышению внушаемости и снижению самокритичности, отрицательно влияет на способность к саморегуляции (самообладание, умение подавлять свои влечения), препятствует усвоению социальных и правовых норм[14].

Например, у лиц, совершивших изнасилование и отличающихся слабоумием, наблюдается плохое усвоение норм, регулирующих отношения между полами, что в свою очередь препятствует установлению нормальных сексуальных отношений с женщинами и удовлетворению сексуальных нужд социально приемлемым путем, во многом по этим причинам такие преступники прибегают к насилию[15].

К числу временно возника­ющих биологических аномалий относятся употребление алкоголя и наркотиков (напр., Аbbеу et.al., 1999; Marshall, 1999; Tarolla et.al., 2002)[16], влияющих на познавательные процессы, затрудняющих самоконтроль, а также являющихся мотивами совершения преступления.

Алкогольная интоксикация мозга выступает сильным биологическим фактором, влияющим на уровень агрессивности. Под влиянием алкоголя агрессивное поведение растормаживается, личность в значительной мере теряет свою индивидуальность и легко провоцируется. Более половины преступлений с применением насилия совершается под воздействием алкоголя[17].

Следует сказать, что только лишь биологические факторы не обусловливают криминальное поведение и жестко его не определяют, а действуют в совокупности с другими детерминантами – психологическими, социальными, социодемографическими.

Поиск социодемографических особенностей преступников позволил выделить половые, возрастные и социоэкономические ха­рактеристики людей, совершающих преступления. Так, по некоторым данным большинство людей, совершивших насильс­твенные преступления - это мужчины в возрасте 18-30 лет, имеющие низкий уровень образования и дохода, безработные или часто меняющие места работы, с плохими жилищными условиями, не вступившие в официальный брак и не имеющие детей[18].

Разные категории и виды преступников имеют свои отличительные социально-демографические особенности. Например, по сведениям С.П. Поздняковой[19], среди сексуальных преступников большинство (55-60%) составляют лица в возрасте 14-25 лет, из них основная часть – совершеннолетние. На распространенность сексуальных преступлений среди лиц этой возрастной категории помимо семейного неблагополучия, негативных средовых влияний и наличия аномалий психики воздействуют и физиологические особенности данного периода (в частности, преждевременное сексуальное развитие). Большая часть сексуальных преступников с психическими аномалиями не состоит в браке. Среди этих преступников подавляющее большинство тех, кто имел образование не выше среднего и невысокий уровень производственной квалификации или профессия вообще отсутствовала.

Психологические особенности преступников отличаются большим разнооб­разием и могут быть рассмотрены в различных сферах личности - познавательной, эмоцио­нальной, мотивационной и поведенческой.

В частности, среди особенностей познавательной сферы насильственных и сексуальных преступников выделяется неумение распознавать ситуации риска. Примером такой ситуации для сексуальных преступников является просьба молодой девушки подвести ее до дома, а для педофилов – работа в школе. Потенциальные преступники, не понимая, что подобные ситуации провоцируют совершение ими преступлений, не прикладывают усилий, чтобы этих ситуаций избежать[20].

Эмоциональная сфера преступников имеет свои отличительные признаки. Так, специфической особенностью эмоциональной сферы серийных насильственных преступников является задержка эмоционального развития, проявляющаяся в недостаточной способности к самоконтролю, импульсивности, тенденции к непосредственной реализации влечений без достаточного осмысливания их последствий, слабо развитой эмпатии, неумении выражать свои чувства и понимать чувства других, эмоциональной холодности, сочетающейся с ранимостью и скованностью[21].

Мотивационная сфера преступников отличается недостаточной степенью сформированности и освоения системы ценностей, переживанием бесцельности жизни и низким уровнем морального развития[22]. Например, для корыстных преступников, в частности, для мошенников, характерны убеждения, что преступное поведение – наиболее распространенный и приемлемый способ извлечения дополнительных и основных материальных доходов. Убеждение, что «воруют все», выступает самооправданием корыстного поведения и отличает мотивационную сферу мошенников [23].

Поведенческую сферу преступников отличает среди прочих характеристик слабое развитие коммуникативных навыков, в том числе связанных с умениями устанавливать близкие отношения и удовлетворять потребности законопослушными способами (Starzyk, Marshall, 2003; Tarolla et.al., 2002; Ward, Keenan, Hudsoп, 2000)[24].

Говоря об психологических особенностях преступников, следует особо отметить психические аномалии, способные выступить индивидуальным фактором формирования преступного поведения. Например, психопатия (патология характера) затрудняет социальную адаптацию личности. При этом выделяется 4 разновидности психопатии: астенические психопаты, их поведение характеризуется постоянной боязливостью, чувством тревоги, различными навязчивыми идеями; возбудимые психопаты, отличающиеся повышенной требовательностью к окружающим, мелочностью, властностью, чрезмерной агрессивностью при гневе, злобностью, сочетающимися с пьянством, бродяжничеством и сексуальными извращениями; истерические психопаты, чье поведение характеризуется как демонстрация своего превосходства; паранояльные психопаты, постоянно находящиеся в состоянии борьбы с так называемыми врагами и проявляющие склонность к сутяжничеству и анонимным доносам. Преступное поведение у всех психопатов может быть обусловлено также отсутствием самоконтроля в экстремальных ситуациях[25].

Психологические особенности могут оказывать влияние не только на вероятность совершения преступлений, но и на их ха­рактер. Например, у преступников с психическими нарушениями преступление чаще связано с физическим насилием, чем у преступников без таких нарушений (Nijman, Cima, Merckelbach, 2003)[26].

Несмотря на имеющиеся результаты эмпирических исследований, проведенных в рамках индивидуального подхода, он не объясняет в полной мере преступное поведение. Так, не существует индивидуальных особенностей, присущих исключительно преступникам, точнее говорить о том, что некоторые особенности у них выражены сильнее или слабее, чем у законопослушных граждан. Кроме того, разные типы преступников обладают отличительными личностными качествами, выступающими одной из составляющих в ряду детерминант, способствующих совершению преступлений.

Также важно сделать вывод о том, что индивидуальные факторы действуют во взаимосвязи друг с другом и в совокупности с другими факторами, к рассмотрению которых мы переходим.

В данном контексте будет обсуждаться значение формировании преступника таких малых социальных групп, как семья, школьная и трудовая микросреда, стихийная, асоциальная и криминальная группы.

Одним из важнейших социальных институтов, вносящих основной вклад в формирование личности, выступает семья, в которой человек с момента своего рождения приобретает первый социальный, в том числе правовой, опыт. Для ребенка нравственно-правовые нормы олицетворены в образах родителей. Именно от них он узнает как нужно себя вести в различных ситуациях и копирует их модели социального поведения. Но степень усвоения образцов поведения и нравственно-правовых установок зависит также и от эмоционального отношения ребенка к родителям. При положительном отношении ребенок усваивает их отношение к правовым нормам, при негативном отношении ребенка к родителям их система нравственно-правовых ценностей отвергается.

Доктор психологических наук Геннадий Григорьевич Шиханцов [27], рассматривая процесс нарушения правовой социализации, характеризует неблагополучные семьи, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений. К ним относят следующие семьи:

- криминогенные, члены которых сами совершают преступления. Согласно исследованиям судимость одного из членов семьи увеличивает вероятность совершения преступления другими ее представителями, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз;

- аморальные, концентрирующие определенные отрицательные факторы, - правонарушения со стороны родителей, алкоголизм, наркоманию, систематические конфликты, драки, беспорядочное сексуальное поведение;

- проблемные, характеризующиеся постоянной конфликтной атмосферой, отсутствием сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. В результате постоянная атмосфера напряженности делается непереносимой для детей (подростков), стремящихся меньше находиться дома и часто оказывающихся в асоциальных группах сверстников;

- неполные, отличающиеся тем, что подрастающее поколение в них испытывает постоянный эмоциональный дискомфорт, чувство неполноценности и эмоционального дефицита. Например, в семьях без отца возрастает опасность феминизации (развития женоподобности) мальчиков, в результате чего они начинают демонстративно проявлять маскулиность (мужественность) в поведении и в ряде случаев склонны к агрессивности и грубости.

Как отмечается в научной литературе[28], в результате эмоционального отвергания в семье у ребенка формируются такие качества, как беспокойство, неуверенность в себе, ощущение враждебности со стороны окружающего мира и хрупкости своего бытия. Согласно исследованиям, около 20% осужденных за убийство в детском и подростковом возрасте росли без родителей; треть воспитывалась в неполной семье, при этом в каждом пятом случае неполнота семьи была связана с судимостью родителей. Неблагополучные условия воспитания и отношения с родителями создавали соответствующие предпосылки для формирования личности обследованных - они, как правило, посредственно или плохо учились в школе, не считались с общепринятыми нормами поведения, были агрессивны с окружающими;

- псевдоблагополучные (или псевдосолидарные), отличающиеся внешним благополучием, но дисгармоничными взаимоотношениями, деспотичным характером и безоговорочным доминированием родителей (или одного из них), наличием жестких отношений, применением физического наказания как основного средства воспитания.

Подчеркнем, что, как показывают исследования[29], в семьях насильственных преступников дети в 7 раз чаще ощущали равнодушие к себе и понимали, что ими тяготятся, их излишне контролировали, навязывали свою волю и часто наказывали. По-видимому, причиной сурового отношения родителей к детям здесь является не столько недостаток педагогических знаний, сколько элементарное отсутствие любви к ним.

Р. Берон и Д. Ричардсон[30] описывают вред, который могут причинить жестокие наказания:

- родители показывают детям пример агрессивного поведе­ния;

- наказание вызывает у детей желание избежать общения с ро­дителями или оказать им сопротивление;

- дети расстраиваются и забывают причины наказания;

- наказание заставляет ребенка не демонстрировать агрессивное поведение при родителях, однако не предотвращает его в дру­гих ситуациях.

Поэтому, согласно подходу тех же авторов, наказания более эффективны, когда они не приводят к нанесению серьезного ущерба, применяются последовательно, а не время от времени, напрямую связаны с поведением ребенка (ребенок пони­мает, за что наказан) и сопровождаются объяснением и показом альтернативного, желательного поведения.

По мнению доктора психологических наук, профессора, Президента Консорциума «Социальное здоровье России» Светланы Афанасьевны Беличевой [31] результатом функциональной несостоятельности семьи может являться социальная запущенность подростков, характеризующаяся глубоким отчуждением от семьи и школы как основных институтов социализации. Формирование подростков идет в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, которым присущи глубокая деформация ценностно-мотивационной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия. Такие подростки, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и стремятся к паразитическому существованию.

Немаловажной причиной нарушений правовой социализации и формирования преступного поведения личности являются трудности в социальных группах вне семьи, одной из которых выступает школа.

Так, неоднократные неудачи в обучении подростка, связанные с проблемами социально-психологической адаптации школьника, по мнению Г.Г. Шиханцова[32], могут привести к тому, что педагоги, а затем и одноклассники, часто называют этих детей «трудными». Наклеивание ярлыка «трудный» приводит к тому, что степень проявления нежелательных психологических качеств «трудных» подростков завышается, преувеличивается окружающими, а их положительные личностные черты нивелируются. Человек все больше начинает соответствовать именно той социальной роли, которая ему отводится - роли «трудного» подростка. Кроме того, в результате неуспеваемости и постоянной недисциплинированности у «трудных» складываются конфликтные отношения с ближайшим социальным окружением в школе (одноклассниками, учителями) и они оказываются в социально изолированном, отвергнутом положении. Вследствие этого может развиться негативизм поведения, выражающийся в явном непослушании, демонстративной агрессивности, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков и т.п.

Отметим, что в современной литературе[33] говорится, что школа вносит значительный вклад в нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения и является одним из основных институтов социализации. К сожалению, в настоящее время приоритет школы заметно снизился. Определенное негативное влияние при этом оказала непродуманность последствий проводимых экономических реформ. Неудовлетворительное материальное, кадровое, психологическое обеспечение деятельности образовательных учреждений может рассматриваться в качестве самостоятельного криминогенного фактора. При этом отмечено обострение отношений педагогов и родителей, пытающихся переложить вину за упущения в воспитании друг на друга. Погоня за ростом престижа школы влияет на отношение педагогического коллектива к категории неблагополучных детей и подростков.

Навешивание ярлыка «трудный», стремление школы в ряде случаев избавиться от «трудных» обучаемых, сокрытие различных нарушений в их поведении и несвоевременная реакция педагогов способствуют оставлению детьми и подростками школы. Об этом свидетельствуют данные, согласно которым по состоянию на 1 января 2006 года в России не обучалось 27960 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 15 лет.

Также исследования[34] свидетельствуют, что подростки, имеющие определенные трудности в социальной адаптации, в больше мере склонны к объединению в группы антиобщественной направленности.

При этом, как говорят результаты научных исследований[35], внешкольная среда нередко становится для подростков роковой. Связь с ней выступает прочной потому, что оторвавшийся от коллектива подросток чувствует себя в этой среде равным, и у него нет принципиальных противоречий с теми, кто его окружает. Если такие подростки принадлежат к категории «не учащиеся и не работающие», то можно говорить о высокой вероятности криминализации их досугового времени и совершения ими преступных деяний.

Таким образом, фактором, способствующим совершению правонарушений и преступлений в подростковом возрасте, является сближение со стихийными группами сверстников, а также асоциальными или криминальными группами.

По мнению Г.Г. Шиханцова[36], часто, утратив эмоционально положительные связи с семьей и школой, несовершеннолетние ищут поддержки в группах сверстников, а именно стихийных подростковых компаниях. Причина этого заключается не только в недостатке внимания со стороны взрослых и положении отверженного в учебном коллективе, но и в стремлении к неформальному эмоционально значимому общению, к удовлетворению потребности в дружбе, самостоятельности, безопасности и уважении со стороны равных себе сверстников. При неблагоприятных социальных условиях подростковые группы могут стать асоциальными (или антисоциальными), совершать правонарушения или преступления.

В настоящее время существует достаточное разнообразие неформальных подростково-молодежных объединений – территориальные группировки (дворовые компании), уличные группировки-банды, фанаты, националистические группировки, сообщества беспризорных детей, наркоманические группы, сатанисты и другие[37].

Эти группы далеко не всегда являются стихийными и/или осуществляющими криминальную деятельность, однако образ поведения людей в названных группах и их субкультура выступают криминогенными, способствуют формированию асоциального и антисоциального поведения.

Особую опасность представляют подростковые криминальные группы. По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры общей и практической психологии факультета психологии МГПУ Виктора Федоровича Пирожкова [38] субъективными предпосылками их образования являются следующие:

- потребность в интимно-личностном общении;

- потребность в эмоциональном благополучии, признании, взаимопонимании, сочувствии;

- страх перед социальной изоляцией и одиночеством;

- стремление установить контроль над незнакомой средой;

- потребность в престиже и самоутверждении;

- стремление обособиться от взрослых, показать свою «взрослость» и самостоятельность;

- возможность свободного установления межличностных от­ношений и общения и свобода обмена мыслями;

- сходство потребностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций;

- соответствие целей совместной деятельности.

Подростковые криминальные группы различаются по степени устойчивости: ситуативные, слабо сплоченные, состоящие из небольшого числа людей, не имеющие сформированной ролевой и статусной структуры, легко распадающиеся и ус­тойчивые.

Наибольшую общественную опасность представляют устойчивые группы, включающие большое число подрос­тков, как правило, в возрасте от 13 до 20 лет. Младшие члены находятся в положе­нии учеников: они не участвуют в совершении преступлений, но, слушая рассказы старших, усваивают групповые нормы. Средний возрастной состав участвует в совершении преступлений, выпол­няя вспомогательные, второстепенные роли. И, наконец, старшие члены планируют преступления и играют при их совершении клю­чевые роли. Такие группы имеют относительно постоянный состав участников. Для устойчивых групп характерна хорошо сформиро­ванная иерархически построенная статусная и ролевая структура, каждый ее член во время совершения преступлений выполняет одни и те же функции. Такие группы совер­шают разнообразные преступления, в том числе тяжкие, направленные против жизни и здоровья людей, например, убийства.

Ключевым признаком, от­личающим криминальные группы от других малых групп, скажем, школьных классов или религиозных сект, является наличие установок и навыков их членов: они одобряют нарушение закона и обладают навыками совершения преступлений.

Одно из решающих воздействий на развитие личности оказывает трудовой коллектив и профессиональная деятельность. В случае достижения желаемого уровня в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека, как правило, возрастает его положительная мотивация к труду, происходит творческое развитие себя как личности средствами профессии[39].

В то же время, на данном этапе социализации не исключается отрыв личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера. Можно предположить, что это оказывается реальным в ситуациях, когда люди не находят себе применения и не имеют возможности реализовать себя в профессиональном отношении.

Ощущение отсутствия перспектив профессионального роста, личностная неудовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности и межличностными отношениями с коллегами, глубокое разочарование в профессии способны привести к возникновению раздражительности, внутреннего дискомфорта, неадекватного поведения, нарушений в правовой социализации личности и формированию стремления самоутвердиться другим, возможно более доступным, преступным способом.

Как отмечает О.А. Гулевич[40], изучение роли малых групп в формировании преступника связано с рядом проблем. В частности, с тем, что проведенные исследования не позволяют точно ответить на вопрос: выступает ли отвержение сверстника­ми причиной того, что человек уходит в криминальную группу и начинает совершать преступления или сверстники отвергают тех, кто демонстрирует девиантное, в тои числе преступное поведение?

Малые группы сложно изучать, так как исследованию поддаются в основном образующиеся в местах лишения свободы группы, а группы, существующие за стенами колоний, практически не доступны для систематических исследований.

Не только индивидуальные особенности и малые социальные группы способны влиять на формирование преступных черт личности и криминального поведения, но и определенные осо­бенности общества оказывают влияние на уровень преступности.

Так, по мнению Т.В. Шипуновой[41], уровень преступности в обществе повышается, когда в нем отсутствует единая ценностно-нормативная система, принимаемая большинством его членов. Распад такой системы происходит в периоды масштабных социальных изменений, когда старые ценности и нормы поведения потеряли свое значение, а новые пока не сформировались. Отсутствие единой системы не дает возможности согласовать интересы ее членов, разрешить возникающие между ними конфликты законным путем, поэтому они начинают нарушать закон.

В качестве дополнения к этой точке зрения можно привести и представления других авторов (Т.В. Шипунова; Еitle; Tarolla et.al.) [42], согласно которым, высокий уровень преступности характерен для сообществ, обладающих следующими свойствами:

- высокая мобильность населения: члены таких сообществ постоянно переезжают с места на место;

- неоднородность по этническим, расовым и культурным признакам: для таких сообществ характерно большое количество субкультур, представители которых не только придерживаются разных норм и ценностей, но и зачастую говорят на разных язы­ках, не понимая друг друга;

- изоляция от соседей, часто являющейся следствием не­однородности культурного окружения;

- сильное разделение населения на классы по социаль­но-экономическому признаку, высокий уровень безработицы;

- межгрупповые конфликты: восприятие человеком того, что его социальная группа подвергается дискри­минации, приводит к совершению преступлений и употреблению наркотиков.

Следствием этих свойств является нарушение общения между представителями разных социальных групп и невозможность удовлетворения важных потребностей. Это постепенно приводит к разруше­нию сложившихся социальных связей, невнимательному отношению к соб­людению социальных норм и росту уровня преступности.

Немаловажным представляется обсуждение влияния психологических особенностей жертв и ситуации на совершение преступлений. Данный подход к пониманию причин преступлений, описываемый О.А. Гулевич[43], связан с анализом ситуации. В этом случае преступление видится как конфлик­тная ситуация, в числе элементов которой, выступают определенные участники (преступник, его жертва, свидетели) и контекст совершения преступления (температура, воздух, городская застройка и т.д.).

Существенное внимание в настоящее время уделяется изучению особенностей одного из основных участников криминального конфликта - жертвы преступления. Научные исследования позволяют определить разные виды жертв. Например, в соответствии с клас­сификацией Д.В. Ривман[44] выделяется шесть основных типов - агрессивная, активная, инициативная, пассивная, некритичная и нейтральная жертвы.

К агрессивному типу относятся жертвы, действующие противозаконным образом и тем самым вынуждающие преступника предпринять ответные шаги. Агрессивный тип подразделяется на агрессивного насильника и агрессивного провокатора.

Жертвы активного типа совершают социально-неодобряемые поступки, не связанные с нарушением закона. К данному типу относится, например, подстрекате­ль - жертва дорожно-транспортного происшествия, уговорившая сесть за руль пьяного водителя, ставшего виновником дорожно-транспортного происшествия.

К инициативному типу относятся жертвы, которые совершающие социально-одобряемые поступки, например, тип жертвы, инициативной по должности - работник милиции, получивший ранения в ходе задержания преступника.

Жертвы пассивного типа - это люди, которые по каким-то причинам не способны к сопротивлению, скажем из-за возраста или болезни, не желания или не умения со­противляться.

К жертвам некритичного типа относятся люди, не способные правильно оценить опасность ситуации в силу низкого интеллектуального или образовательного уровня, юного или по ­ жилого возраста, психического заболевания.

И жертвы нейтрального типа - это люди, не прояв­ляющие инициативы, правильно оценившие опасность ситуации и пытавшиеся сопротивляться или уйти, однако все равно ставшие жертвами преступления.

Изучая психологию жертвы, специалисты обращают внимание и на другие характеристики. Л.В. Франк[45], рассматривая возможные взаимоотношения между преступником и потерпевшим, делит их на отношения приятельского, любовного или враждебного толка.

В.С. Минская[46], исследуя допреступные взаимоотношения между потерпевшим и осужденным, отмечает, что 15% осужденных состояли с потерпевшим в неприязненных отношениях, основанных на чувстве ревности, зависти, злобы, обиды; 35% состояли с потерпевшим в хороших отношениях, и лишь поведение одного из них в конкретной, непосредственно предшествующей преступлению жизненной ситуации определило разрешение конфликта путем совершения преступления. В безразличных отношениях с потерпевшим до совершения преступления находилось 20% осужденных.

Иная классификация признаков, отличающих потерпевшего, дана П.С. Дагелем[47]. К первой группе он относит физические и социальные качества, характеризующие личность потерпевшего; ко второй – признаки поведения потерпевшего (правомерное, неправомерное); к третьей – состояние потерпевшего в момент совершения преступления (беспомощное, болезненное). Четвертая группа - признаки, определяющие отношения между потерпевшим и виновным.

Как отмечает В.Е. Христенко[48], при классификации типов жертв различные исследователи используют весьма разнородные явления. Однако для практического применения в деятельности правоохранительных органов является наиболее приемлемой приведенная ниже классификация (схема 3).

 

Схема 3. Классификация жертв преступлений (по В.Е. Христенко)

ЖЕРТВА
Личностные характеристики
Поведение
Степень близости с преступником (взаимоотношения)
Состояние в момент преступления
Способность адекватной оценки происходящего

 


Физиологические Психологические Социальные Задолго до преступления В момент преступления После преступления Неприязненные Безразличные Хорошие Беспомощное Нормальное Неспособность Частичная способность   Полная способность

 

Здесь же стоит сказать, что психологические особенности жертв и их значение в ситуации совершении преступления требуют своего дальнейшего научного изучения и учета в работе по профилактике и расследованию такого рода деяний.

Немаловажной представляется и роль контекста в совершении личностью преступления. Контекст, в котором совершается преступление, образуют экологические факторы, организация пространства и события.

В частности, некоторое влияние на уровень преступности ока­зывает время года: данные американских специалистов Rock, Greenberg, Hallmayer[49] говорят о существовании сезонных колебаний уровня насильственной преступности, при которых максимальное число преступлений приходится на август, а минимальное - на январь. Воз­можно, что этот эффект связан с температурой окружающей сре­ды.

Для большинства серийных сексуальных преступников сезоном наибольшей сексуальной активности является весна, а затем в ряду убывания активности стоит осень, меньше всего нападений ими осуществляется зимой. Как отмечает Л.П. Гримак[50], на криминальную активность данной категории преступников влияет не столько сама погода, сколько изменение атмосферного давления.

Уровень агрессии, а значит, и вероятность совершения насильс­твенных преступлений повышается при наличии шума, тесноты и загрязненности воздуха[51].

По мнению Cohn, Rotton[52], количество насильственных и корыстных пре­ступлений связано с официальными праздничными днями.

Наличие же или отсутствие выходных, праздничных дней в числе дней недели, выбираемых для совершения нападений серийным преступником, указывает на его семейное положение, степень привязанности к семье и ее наличие[53].

Определенный вклад в совершение преступлений вносит го­родская застройка. В частности, насильственные преступления часто совершаются в уединенных местах, а также там, где присутствуют предметы, выступающие посылами к агрессии - камни, битые бутылки и другие объекты[54].

Кроме того, в условиях города для нападения с целью изнасилования или убийства по сексуальным мотивам наиболее часто выбираются (в порядке убывания) лифты многоэтажных домов, чердаки, подвалы, подъезды, черные лестницы, лестничные площадки, скверы, лесополосы, строящиеся или заброшенные здания[55].

Особое значение место преступления приобретает для насильника. Как отмечают Ю.М. Антонян и М.И. Могачев[56], заброшенные здания, лесопосадки, строительные площадки, чердаки и подъезды облегчают совершение насильственных действий как при половых, так и при других нападениях, например, грабежах и разбоях. Но у насильников окружающая их обстановка должна непременно способствовать не только успешному подавлению сопротивления будущей жертвы, но и сексуальному возбуждению, получению полового удовлетворения. Именно поэтому часто насильник ищет свои жертвы в определенных местах, характерных только для его нападений. Заслуживает внимания тот факт, что значительная часть всех нападений происходит в лифте или в подъезде. Лифт привлекает преступника, обеспечивая ограниченное пространство с его преимуществами, создает иллюзию нахождения в интимной обстановке, максимально сближает преступника и жертву, не позволяет жертве оказать активное и реальное сопротивление или скрыться, и помогает, в свою очередь, насильнику подавить сопротивление жертвы.

Совершение преступлений во многом подчиняется графику повседневных занятий людей: например, значительное количест­во квартирных краж совершается днем, когда хозяева на работе[57].

В целом, вероятность совершения преступлений определя­ется другими событиями, происходящими в обществе.

ВЫВОД: Таким образом, личность преступника – сложное многогранное психологическое явление, имеющее свои специфические черты и особенности и подчиняющееся конкретным законам и условиям формирования. В настоящее время существуют различные научно обоснованные подходы, объясняющие преступное поведение, учет которых важен в решении многих вопросов, связанных с профилактикой, предупреждением и раскрытием преступлений.

 

 

Заключение

 

В заключительной части лекции резюмируем сказанное.

Личность преступника – личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.

Наряду с понятием «личность преступника» в криминальной психологии используется дефиниция «преступное поведение», выступающее внешним проявлением внутреннего мира личности и существенно отличающееся от поведения законопослушного человека. При этом структура преступного акта как формы поведения проходит четыре основные этапа – (1) мотивации, (2) планирования, (3) исполнения, (4) раскаяния и поиска оправдания.

В психологической науке обозначаются индивидуальный, групповой, общественный и ситуационный подходы, не противоречащие, а взаимно дополняющие друг друга и отражающие различные причинно-следственные связи, объясняющие преступное поведение.

При рассмотрении личностных свойств преступника, ведущее место отводится исследованию мотивов. Мотив преступления – это побуждения индивида, которые вызывают его активность, направляют и стимулируют противоправное действие (бездействие). В роли мотива преступления могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Среди мотивов преступного поведения различают мотивы самоутверждения, мотивы замещения, защитные мотивы, мотивы самооправдания и игровые мотивы.

Мотивы преступного поведения разнообразны, но сами по себе не могут быть преступными, а их реализация зависит от совокупности относительно стабильных психологических особенностей личности, определяющих типичные формы реагирования и обобщенные способы поведения.

Психологическая характеристика преступника приобретает значимость только при определенной систематизации черт личности. Этим целям служит типология личности преступника, которая может создаваться по различным основаниям (критериям) – степени общественной опасности, формы вины, содержанию ценностно-ориентационной направленности личности, социальной адаптированности.

В соответствие с подходом М.И. Еникеева выделяют следующие группы преступников - преступники с антисоциальной корыстной направленностью; преступники с антигуманной, агрессивной направленностью; преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью; преступники с дефектами психической саморегуляции.

Различные категории преступников обладают отличительными личностными особенностями и успешно используются в интересах правоохранительной деятельности. В то же время при всей значимости представленных в литературе результатов психологических исследований личности преступника еще не сложилась концепция, раскрывающая данную личность в совокупности ее проявлений.

Психологические феномены личности преступника изучаются без должного учета психологической структуры (механизма) преступного деяния, недостаточно учитывается соотношение социальной роли преступника и роли жертвы в конкретной ситуации. Остаются малоизученными связи психологических свойств разных сфер личности преступника - интеллектуальной, эмоциональной и волевой.

 


[1] Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания: Монография. – М.: Пенатес-Пенаты, 2000. С. 12.

[2] Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2009. С. 304.

[3] Там же. С. 305-308.

[4] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 153-166.

[5] См. об этом: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 174-209.

[6] Налчаджян А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007 С. 262.

[7] Цит. по: Налчаджян А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007. С. 262.

[8] Цит. по: там же. С. 263.

[9] Налчаджян А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007. С. 264.

[10] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 227-255.

[11] Там же. С. 241.

[12] Антонян Ю.М., Могачев М.И. Состояние и особенности сексуальной преступности: Учебное пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 17.

[13] Еникеев М.И. Юридическая психология: Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2004. С. 19.

[14] См. об этом: Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 372; Еникеев М.И. Юридическая психология: Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2004. С. 20-22.

[15] Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений: Монография. – М.: Юристъ, 1996. С. 27.

[16] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 175.

[17] Налчаджян А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007 С. 267.

[18] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 175.

[19] Цит. по: Антонян Ю.М., Могачев М.И. Состояние и особенности сексуальной преступности: Учебное пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 16-17.

[20] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 177.

[21] Михайлова О.Ю. Психологическая диагностика личности серийных сексуальных преступников / Под ред. А.О. Бухановского. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2001. С. 46.

[22] См. об этом: Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал, 1997, т. 18, № 2. С. 58-78; Кудрявцев И.Ф., Семенова О.Ф. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные преступления // Психологический журнал, 2002, № 3. С. 54-62 и др.

[23] Онищенко О.Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве: диссертация … к. псих.н. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2005. С. 110.

[24] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 182.

[25] Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 323.

[26] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 182.

[27] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. – М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2006. С. 40-46.

[28] См. об этом: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений: Монография. – М.: Юристъ, 1996. С. 3-4; Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 413.

[29] Волошина Л.А. Генезис агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. – М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 1989. С. 15-40.

[30] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 102-103.

[31] Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход: пособие для социальных педагогов и работников. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. С. 26.

[32] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. – М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2006. С. 47-51.

[33] Черникова И.А., Фортуныч М.В., Яковлев О.В. Предкриминальное поведение несовершеннолетних, совершивших умышленные преступления: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 36-37.

[34] Там же. С. 28.

[35] Там же. С. 52.

[36] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. – М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2006. С. 51-55.

[37] См. об этом: Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи: Профилактика асоциального поведения. – СПб: КАРО, 2006. С. 178-221.

[38] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 193-195.

[39] Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. С. 66.

[40] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 197.

[41] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 199.

[42] Цит. по: там же. С. 200.

[43] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 201-209.

[44] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 202.

[45] Цит. по: Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 26.

[46] Цит. по: там же С. 27.

[47] Цит. по: там же. С. 27.

[48] Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 30-31.

[49] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 209.

[50] Цит. по: Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С. 130.

[51] См. об этом: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 158-173.

[52] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 209.

[53] Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С. 130.

[54] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 209.

[55] Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С. 127.

[56] Антонян Ю.М., Могачев М.И. Состояние и особенности сексуальной преступности: Учебное пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 59, 60.

[57] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 209.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие положения системы ОПД | Отрасли экономики и межотраслевые комплексы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.224 сек.