Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

В отечественной психологии действия ребенка с предметами анализируются через понимание предмета как культурно задан­ного и содержащего в себе соответствующие действия взрослого. Правда, исследователи расходятся в мнении относительно катего­ризации манипулятивных действий. Отдельные авторы относят их к игровым, усматривая в манипуляционной активности зачат­ки игрового использования предметов, другие считают действия с предметами лишь упражнениями в оперировании вещью. Ясность вносит Д.Б.Эльконин, который показал, что в предметных дей­ствиях вызревают и дифференцируются новые виды деятельнос­ти. «Предметное действие, по крайней мере в самом начале его формирования в раннем детстве, двойственно но своей природе. Оно, с одной стороны, содержит общую схему, а с другой — операционно-техническую сторону, которая должна учитывать фи­зические свойства предмета.

Из этой двойственности предметного действия и несовпаде­ния усвоения этих двух его сторон (назначение действия и общая его схема усваивается раньше, а техническая сторона действия — и позднее, и значительно дольше) возникают две различные дея­тельности. Одна — это практически утилитарная деятельность, в которой при данном значении предмета существенно важными являются операции осуществления. В такой практической дея­тельности и происходит ориентация на свойства предмета, их выделение и прилаживание к ним отдельных операций. Вторая — это деятельность со значениями вещей, с общими схемами их использования применительно ко все более и более разнообраз­ным ситуациям. Деятельность с предметами только по их значе­нию и есть предметная игра детей раннего детства».

Процесс овладения предметом связан как с деловым, так и с личным общением ребенка со взрослым. Малыш ожидает не только получить некоторый материальный результат своих действий (пред­меты чрезвычайно привлекают его), но и ищет поощрения у взрос­лого, ждет оценки своих действий и сопоставления их с реальны­ми образцами действий взрослых. Эмоциональное предвосхище­ние социальных последствий выполняемых действий является важным механизмом развития предметной деятельности.

Ф. И.Фрадкина, изучавшая игры детей от года до трех лет, по­казала, что развитие предметных действий происходит в нераз­рывной связи с взаимоотношениями со взрослым. Ребенок самостоятельно действует только с теми предметами, которые употреблялись в совместной деятельности, и только так, как они употреблялись взрослым. Например, Таня (1 год) убаюкивает и кормит только тех животных, на которых эти действия были по­казаны ей воспитательницей. Для маленького ребенка важно дей­ствовать той самой игрушкой, с которой перед этим играл взрос­лый.

Постепенно действия, усвоенные в совместной деятельности со взрослыми, расширяются, отражая не только непосредствен­ный образец, но и отдельные моменты жизни ребенка и окружа­ющих его людей. Развитие предметных действий связано с усвое­нием новых способов употребления предметов. В действия ребен­ка начинают вовлекаться все более разнообразные предметы, час­то отличающиеся от тех, на которых впервые возникло исходное действие. Тем не менее, здесь еще нет замещения одного предме­та другим, характерного для игры дошкольника. Например, ребе­нок перевозит в кузове грузовика все попадающиеся ему предме­ты: кубики, куклу, мячик, тапочки и карандаши. Первоначально действие формировалось на кубиках, которые использовались как строительный материал и доставлялись на «стройку». Нет ника­ких оснований думать, что, используя карандаши, ребенок заме­щает бревна и доски. Он просто кладет все попадающие в поле зрения предметы в кузов, отрабатывая сами действия погрузки, перевозки и разгрузки. Действие остается предметным, пока оно направлено на предмет, а не на содержание действия как такового. В нашем примере действия станут игровыми, когда ребенок будет не просто возить грузовик, а подвозить грузы для строи­тельства.

Игра ребенка раннего возраста часто побуждается новизной предметов и поддерживается влиянием новых качеств предметов. Побуждающий характер новизны для манипулятивной активнос­ти ребенка раннего возраста, показанный в исследованиях, по­зволяет лучше понять механизм повторных и «цепных» действий. Манипулируя предметами, ребенок ставит их во все новые и но­вые положения и продолжает оставаться сосредоточенным до тех пор, пока не исчерпаны все возможности новизны. Ориентиро­вочно-исследовательская активность, разворачивающаяся в рас­сматривании предмета, прислушивании к тем звукам, которые можно извлечь из предмета, деструктивное познание внутреннего устройства и другие разнообразные манипуляции последователь­но (по цепочке) меняют структуру самого действия.

В игровых действиях ребенка с предметами можно выделить не только операциональную и культурно-познавательную сторо­ну — знакомство с объективными свойствами и культурными зна­чениями предметов. В игре, как подчеркивает И.Е. Берлянд, ре­бенок изображает предмет, создавая его и воображая. Предмет становится не только знаком (который можно присвоить), но и образом, который нужно выдумать. «Включая предмет в самые неожиданные связи, вырывая его из привычного контекста значе­ний, ребенок совершенно по-иному — сознательно — видит этот предмет, творит его образ, не совпадающий ни с наличными фи­зическими свойствами и качествами, ни с обобщенным представ­лением о предмете, ни с культурно закрепленным значением это­го предмета».

Естественно, что чем менее оформлен игровой материал, тем больше возможностей для преображения он открывает: точно выполненная модель шкафа очень привлекательна, но она всегда остается только шкафом, а обычная коробка может быть и шка­фом, и столом, и кроваткой, и конурой. Поэтому многие дети предпочитают в игре палочки, коробки и тряпочки, а не реалис­тичные игрушки.

Построение нового образа предмета требует от ребенка актив­ной работы воображения, эстетической деятельности. Здесь нет автоматизмов и редукции, сознательный компонент действия мак­симально развернут. Парадоксальным образом использование пред­метов ребенком более осознанно, чем те же действия, выполняе­мые взрослым.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение игры в детстве | Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.