Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры

В ходе освоения действий с предметами возрастает стремле­ние ребенка раннего возраста к самостоятельности и подража­нию взрослым. Развитие игры происходит по трем направлени­ям: линии освоения предметов, линии освоения взрослого через предметы и осознания себя в действиях с предметами. Развитие предметных действий приводит к формированию (с помощью взрослого) двух типов переноса: перенос действия и перенос значения предмета. Первый тип представляет собой перенос ранее усвоенного действия с предметом на другой предмет или в но­вую ситуацию. Например, малыш, освоивший самостоятельное действие — пить из чашки, начинает поить всех знакомых ку­кол, медвежат и даже предметы, которые не содержат в себе об­разы (грузовик, мяч, ботинок). Всякий раз ребенку для осуществ­ления действия нужна чашка — настоящая или очень похожая игрушечная. Но по мере усвоения действие начинает отделяться от конкретного предмета и ребенок оказывается готов перемес­тить значение конкретного предмета (в нашем примере — чаш­ки) на другой предмет, функционально схожий с образцом. Тог­да малыш может поить кукол и мишек из формочки, баночки или даже из ладошки.

В раннем возрасте требования к предмету-заместителю мини­мальны, сходство может быть очень условным — достаточно воз­можности осуществлять само действие. Использование предметов-заместителей, называние предметов новым именем (присвоение нового значе­ния) осуществляется первоначально взрослым, затем ребенком по образцу взрослого и в совместной деятельности, и только позд­нее — самостоятельно.

Дальнейшее развитие игровой деятельности связано с приня­тием ребенком на себя роли. Параллельно с называнием предмета развивается способность ребенка раннего возраста называть себя именем другого человека или персонажа. Называ­ние себя новым именем в соответствии с выполняемым действи­ем происходит также под влиянием взрослого. Родители или воспитатели открывают ребенку потрясающую возможность быть кем-то.

Сравнение ребенком своих действий с действиями взрослого открывает новый мир взрослых людей и готовит почву для воз­никновения собственно сюжетной игры с принятием ролей, мни­мой ситуацией и правилами, предписанными ролью. К концу ран­него возраста появляются зачатки ролевого поведения, которое проявляется в назывании себя или игрушки другим именем и раз­говоре от имени нового персонажа.

В.Хэйт в исследовании, посвященном ретроспективным вос­поминаниям взрослых об их детских играх, подтвердила значи­мость для ребенка людей, которые часто играли с ним. Алан Милн, например, за свое воображение, породившее образ сказоч­ного леса со всеми его знаменитыми обитателями, благодарит поощрявших его детские игры родителей. А Вивиан Голланд вспо­минает, что ее отец, Оскар Уайльд, был великолепным игровым партнером: он ползал на четвереньках и изображал то льва, то волка, то лошадь.

Данные, полученные в процессе изучения детей 4— 11 лет, об­наруживают надежные взаимосвязи между уровнями воображе­ния родителей и детей. Родители детей с развитым воображением часто играют в ролевые и творческие игры, одновременно ограничивая время, которое ребенок проводит у телевизора.

Совместная детско-родительская ролевая игра является бога­тым контекстом для социализации ребенка и присвоения им куль­турных смыслов. Взрослый может помочь детям увидеть потенци­альные воображаемые ситуации, вычленить заложенные в них роли и подразумеваемые правила поведения. Взрослый также может содействовать социальным контактам между детьми.

Деятельность ребенка в игре сосредоточивается на собствен­ном действии, становится самоустремленной и сознательной, приобретая, таким образом, характер истинной деятельности. Игра дает ребенку возможность овладеть собственным действием, отделить себя от действия, стать субъектом по отношению к собственному действию, а следовательно, открыть новые возможности самосоз­нания и субъектности. Максимальная осознанность игрового дей­ствия, отсутствие в нем автоматизмов, внешняя развернутая представленность действия формируют самонаправленность и само­сознание.

Предпосылкой ролевой игры служат и развивающиеся соци­альные контакты ребенка. Начальные этапы развития ролевой игры связаны с расту­щим пониманием ребенком чувств и мнений других людей.

Появление ролевой игры связано также с качеством и степенью эмоциональной привязанности к значимому взрослому. В иссле­дованиях Л. Рогмана, Н.Хазена, Д. Пеплера и других было показа­но, что дети, обладающие чувством надежной привязанности, ско­рее будут исследовать окружающую обстановку в присутствии своих матерей, они общительнее и больше склонны к взаимодействию со сверстниками. Такие дети активнее участвуют в ролевых играх и демонстрируют более высокий уровень развития символичес­кой игры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте | Развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.