Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игрушки и игры

Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечения, но и одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно подбирать. В течение первого года жизни они помогают развитию ориентировочного поведения, зрительного восприятия (слежение за игрушкой, фиксация взора), слуховой координации (поворот головы в сторону неваляшки или погремушки), моторики кисти, особенно пальцев рук; игрушки способствуют становлению обучаемости ребенка - различие игрушек по цвету, форме, качеству; манипулирование с игрушкой способствует развитию активной речи.
10 дней – 1 месяц. Идеальной "игрушкой" для младенца является рука матери (ладонь, пальцы).

1-3 месяца. Погремушки с кольцами для подвешивания, погремушки с ручками; разные по форме и цвету; мелодичные по звучанию игрушки; неваляшки.

4-6 месяцев. Погремушки-подвески; погремушки с ручками; резиновые игрушки, издающие звук; неваляшки разной формы и цвета.

7-9 месяцев. Звучащие игрушки, мячи, шары разной величины для катания, кубики разного цвета и размера, мисочки, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, пирамидки, бидончик, кастрюля с крышкой для открывания и закрывания.

10-12 месяцев. Матрешки, пирамидки, кирпичики; сюжетные (называемые) игрушки - кукла, мишка, собака и др.; для развлечения – заводные игрушки, звучащие, плавающие, машины; для куклы - чашечка, кроватка; резиновые надувные игрушки, корзиночки, сумки, обруч, тележка, картинки однопредметные, кубики с картинками и буквами.

Для активного бодрствования одно-двухмесячного ребенка над ним на стойке или кронштейне в виде буквы "Г" на высоте не ниже 50-70 см подвешиваются игрушки так, чтобы при Рассматривании они находились у него над грудью.

Для ребенка 2,5-4 месяцев игрушки уже должны быть подвешены низко, так, чтобы сначала случайно он мог натолкнуться на них во время «Комплекса оживления», а затем целенаправленно достать и захватить их руками. Не следует вешать над ребенком сразу много игрушек, нельзя вешать надувные шары и елочные игрушки.

Ребенка до 5 месяцев надо класть под низко подвешенные игрушки, чаще выкладывать на живот. С 5 месяцев, когда он научится длительно лежать на животе, брать игрушки не нужно. Их надо класть на расстоянии вытянутых рук перед лежащим на животе ребенком. К 5 месяцам там, где бодрствует малыш, должно быть достаточно места для движения. Ребенку надо помогать менять положение, учить его переворачиваться, подползать, брать игрушку. Нельзя беспрестанно общаться, так как это приучает его к постоянному общению со взрослыми, и он не захочет играть один. Чем раньше ребенок привыкнет бодрствовать сам, тем самостоятельнее, спокойнее и активнее будет он в более старшем возрасте. Ребенок развивается в процессе активной деятельности. Чтобы обеспечить активное поведение к моменту пробуждения ребенка, должны быть подготовлены условия для игры.

Расположить игрушки следует в разных местах кроватки или манежа, чтобы побудить малыша к активности и передвижению - к переворачиванию, ползанию. В течение одного отрезка бодрствования игрушки надо менять, добавлять, что также поддерживает активность и предупреждает возникновение утомления.

К 7-8 месяцам ребенок овладевает новыми движениями в процессе самостоятельной деятельности, с помощью взрослого и при специальном обучении. Для развития движений ему нужно "пространство". Желательно, чтобы с 8-9 месяцев бодрствование было организовано в огороженном месте на полу или в манеже, где должны быть крупные предметы и другие точки опоры, держась за которые ребенок может встать и передвигаться. Ни в коем случае не сажайте ребенка, если он сам не садится, не ставьте, если он сам не встает.

К 9-10 месяцам ребенок может бодрствовать более длительно, без признаков утомления, если взрослый правильно организовал его деятельность: поддерживает хорошее, радостное настроение, активность, стремится научить чему-либо новому и закрепить имеющиеся умения, предоставляет возможность действовать самостоятельно. Правильно организовывать бодрствование - это значит также правильно, удобно одеть ребенка, предоставить ему место для игры, игрушки и научить использовать их по назначению, развить умения, помогающие действовать игрушками самостоятельно. Отвлекает от игры и утомляет: шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении или в тех же условиях, где спит - в той же постели, одежде. Учитывая быстрый темп развития детей 1 -го года жизни, игрушки и условия жизни ребенка должны своевременно меняться, создавая основу для его дальнейшего развития. Они не могут быть одинаковыми для ребенка 2-3 месяцев, 6-7 месяцев и одного года. Во время бодрствования надо разговаривать с малышом, стараться, чтобы он отвечал лепетом, перекликаться с ним, вызывая подражание слогам, а позже - словам. Надо называть действия ребенка и свои, все, что он видит и слышит. Обязательно ежедневно должны быть занятия по развитию движений, речи, действий с предметами.

Во втором полугодии существенно изменяется характер бодрствования, повышается интерес к игрушке. Ребенок, неоднократно упражняясь в действиях с игрушкой, овладевает определенными элементарными действиями с ней, вытекающими из свойств самой игрушки. Например, 7-8 месячный ребенок может сам научиться вынимать, бросать, толкать мяч. Но без специального обучения играть и выполнять более сложные действия с игрушками не может, поэтому надо учить играть: вызывать подражание действиям с игрушками, действовать рукой ребенка, играть вместе с ним, обязательно называть все игрушки и действия с ними. Для того, чтобы ребенок 9-12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а играл, в самостоятельное пользование можно давать только те, действиям с которыми его обучали. Некоторые игрушки можно давать только под контролем взрослого или для игры вместе со взрослыми, такие, как мелкие кубики, маленькие пирамидки, матрешки с вкладышами.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.
К 1 году ребенок может научиться открывать и закрывать матрешку, вкладывать кубы друг в друга, водить куклу, кормить и укладывать ее спать, катать машины и пр. Освоив действия с этими игрушками, ребенок может непродолжительно играть сам, без взрослого.

Предоставленный сам себе, ребенок действует с игрушками, передвигается (любым способом), рассматривает то, что его окружает, наблюдает за взрослыми, лепечет, "развлекает" себя - воспроизводит игры, в которые играли с ним взрослые и при этом громко радуется. Однако долго занимать себя он не может, начинает уставать. Взрослый должен своевременно переключить ребенка на другую деятельность, дать задание, поиграть, попеть вместе с ним.
У ребенка должно быть место для хранения игрушек, например, ящик, в который он постепенно привыкает убирать все свои вещи. Все умения, приобретенные ребенком на первом году жизни, получат свое дальнейшее развитие на втором и третьем году жизни.

Мягкие игрушки очень полезны для ребенка, поскольку они позволяют играть в ролевые игры, заставляют работать фантазию. Моделируя ситуации из реальной жизни, малыш развивает свое воображение.
Родителям желательно поощрять такие игры, вести диалоги от лица игрушек, имитируя разные голоса, интонации, характеры. Детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними. У ребенка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должен вмешаться взрослый, предложив устроить игру, в которой примут участие все мягкие игрушки.
Полученные впечатления подхлестнут фантазию ребенка для самостоятельных игр, а воспоминания, возможно, останутся на всю жизнь.
Сколько бы ни было игрушек у Вашего ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, Ваша задача - научить ребенка играть и через игру развивать собственный интеллект.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнительный анализ игры с правилами и ролевой игры | Младенческий возраст
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.