Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранний возраст




В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное – новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.
Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она требует и обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти, речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.

Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка .
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

• становление орудийных действий,

• развитие наглядно-действенного мышления,

• развитие познавательной активности,

• формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

1) Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

• совочки, лопаточки,

• метелочки, грабельки,

• сачки для «вылавливания» игрушек из ванны,

• удочки с магнитом для «ловли рыбок»,

• игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.

• кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

2) Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

• Пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу,

• Вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания,

• Матрёшки –3-4 местные,

• «Коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений,

• Столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания,

• Крупные пазлы и мозаики,

• Кубики крупные пластмассовые и деревянные,

• Шнурок и бусины для нанизывания,

• Народные игрушки с подвижными частями,

• Желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие, и складываются представления о свойствах предметов.

3) Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут быть:

• Коробочки с секретом;

• Детские музыкальные центры;

• Механические игрушки;

• Клавишные игрушки;

• Игрушки с сюрпризом, требующие установление связи между своим движением и появлением чего-то нового;

• Материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

4) Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

• Фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр.

• Пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.)

• Составные игрушки – машинки, домики и пр.

• Строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

• Бусы для нанизывания;

• Шнуровки и застёжки.

Игрушки, способствующие социально-личностному развитию.
Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения, и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.

1) Речевое развитие. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

• Картинки с изображением животных и людей;

• Сюжетные картинки с изображением действий;

• Наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;

• Элементарные виды детского домино и лото;

• Последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;

• Наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажи известных сказок;

• Звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;

• Диафильмы;

• Игрушечный телефон.

2) Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, среди которых могут быть:

• Тряпичные – гибкие, (высота – 30 - 40см).

• Пластиковые – гибкие;

• Кукла-голыш с набором одежды;

• Кукла в одежде;

• Маленькие «пупсики» в разных позах.

Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:

• Набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.)

• Мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик)

• «Продукты питания» – наборы овощей, фруктов

• «Предметы гигиены» для кукол – расчёски, щётки, мыло и пр.

• Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или паралона и пр.

Игровые пособия, способствующие физическому развитию.

• Мячи разных размеров;

• Обручи;

• Спортивное оборудование для малышей-качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка;

• Скамеечки для ходьбы;

• Коврики с разной поверхностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.