Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие философской мысли в России




Карл Маркс, Фридрих Энгельс!!!

Учение основано на материалистических позициях. Достаточно объективно. Они не оценили развитие общества, они его предсказали. Маркс родился в 1818 г., Энгельс – 1820 г. «Критика немецкой философии права». У них все основано на том, что всем руководят материалистические интересы. Все классовые отношения коренятся в материальных условиях. Способ производства общества сводится к тому, что мы производим материальные блага. Маркс «Капитал».

Способ производства включает в себя: 1 часть - производительные силы. Производительные силы – овеществленный труд предшествующих поколений. 2 часть производства – экономические отношения, основу которых составляет форма собственности. Способ производства – базис общества. Надстройка – государство и право. Надстройка определяется базисом. Право и государство – юридическое оформление экономических отношений. Ельцин – «нетрезвый президент». Государство – средство практической реализации интересов. Право связано не только таким образом с экономикой. Право и государство с экономикой соотносится как производное с первоисточников. Какова экономика, каков базис, политика выражает отношения в форме собственности в первую очередь. Маркс опровергал доводы о разумном переустройстве без изменения базиса. Равенство не только перед законом, а еще и перед собственностью. В условиях буржуазного государства невозможно создать гражданское общество. Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Учение Маркса и Энгельса не получило развития, индивидуально-человеческого обоснования как проявления свободы личности, как условия свободного развития всех. Они оставили глубокий след в теории.

Дидье Жюлиа «все бы случилось так, как предсказывал Маркс, если бы не были нарушены законы общественного развития».

 

05.10.2011

Особенности российской философской мысли определялось экономикой. 10 век – княгиня Ольга, князь Олег. Судебник подчеркивает образование централизованного государства. Россия всегда было абсолютистским государством. Исторические особенности, Россия миновала период рабовладение, хотя крепостное право мало чем отличалось от рабства. Экономическое, политическое, социальное состояние сформировало особенность, которую называют «русское» или «российское». Философско-правовая мысль появляется, когда появляется и право и государство. Появление философии права как теории можно заметить лишь в 18 веке.

Одним из первых профессор Яков Павлович Козельский считал, что философия права делится на теоретическую (логика и метафизика) и практическую (нравоучительную) – юриспруденция. Под юриспруденцией он понимал знание всяких прав.

Семен Ефимович Десницкий один из первых действительных членов академии наук, известен тем, что предложил правовую реформу России, над которой работал под указанием Екатерины II. Но Екатерина отвергнула проект реформы Десницкого. Он вносил необходимость чтения философии как добродетели, сущностью которой является соотношение полезности и справедливости. Полагал, что государственный аппарат дожжен изучить добродетели. Натуральная юриспруденция – учение о правах человека. Предлагал широко распространять римское гражданское право не только на юридических факультетах.

Иван Андреевич Третьяков читал в Московском императорском университете курс римского права и курс философии права. Философией права он обосновывал соотношение между правопорядком и прочностью власти. Чем прочнее правопорядок – тем прочнее власть, чем она справедливей – тем она устойчивей. Если власть не защищает своих подданных, то у людей теряется интерес к труду, ведет в праздности, ведет к тунеядству. Чтобы власть была прочной, она должна заниматься обеспечением прав граждан и их защитой.

Александр Николаевич Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» - описывает изъяны царской власти. Считал, что царь является главным мучителем народа, он должен быть свергнут и Россия должна перейти к республиканской форме правления. Он видел необходимость выравнивания всех сословий в правах. Требовал незамедлительной отмены крепостного права, республика предполагает избрание государственных органов, в том числе и судей. Для своего времени 1771 г., он был очень образован.

Относительно существовавшего в то время крепостного права выступали против многие мыслители того времени. Надо заметить, что общественное настроение очень резко противоречило крепостному праву, что появилось такое течение, как анархизм. Михаил Александрович Бакунин развивал анархизм. Он говорил, что «радость разрушения – есть творческая радость». Для достижения подлинной свободы необходимо уничтожить государство, он требовал восстановления естественных прав. Безгосударственный социализм – свобода и равенство – краеугольные камни нового общественного устройства. «Государственность и анархия» – основная работа. Свобода без равенства, т.е. без социализма, есть чья-либо привилегия (привилегия одних – унижение других). Равенство без свободы – это рабство и скотство. Эти анархические идеи не получили большой поддержки общества. Всем хотелось равенства и свободы, М.А. Бакунин был в авторитете. «Советы без коммунистов», «Свобода, равенство, братство» - звучали лозунги на рубеже 20 века.

В этой связи в России в 19 веке развиваются либеральные идеи, т.е. идеи, связанные с развитием умеренной свободы. Один из первых отечественных философов, который развивал либерализм был Константин Александрович Неволин – профессор Московского университета. Иосиф Викентьевич Михайловский называл Неволина основателем философии. Неволин в 1939 г. написал работу «Энциклопедия права», но заложенные в ней идеи служили основанием для развития последующими теоретиками права. Неволин видел две составляющие: естественное право и позитивные законы. Естественное право составляет идею законодательства, позитивное право является формой ее выражения. Таких же взглядов придерживался Петр Васильевич Редькин. И Редькин и Неволин слушали лекции Гегеля. К середине 19 века в Англии усилиями двух юристов – Джереми Бентамом и Джоном Остином разработана теория позитивного права. В противовес англичанам российские ученые говорят, что естественное право – это сущность, а позитивное право – форма выражения этой сущности.

Либеральные идеи Неволина и Редькина получили свое развитие в светский учениях Бориса Николаевича Чичерина. Основное содержание философии права составляет, по его мнению, естественное право, которое он рассматривает как систему общих норм, которые вытекают из человеческого разума и которые должны служить мерилом для позитивного права. Само право он понимал как внешнюю свободу. Различал внутреннюю и внешнюю свободу, которая должна определяться свободой других людей. Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. По его мнению существует три уровня либерализма: уличный (своеволие), не регулируемый правом или неподдающийся регулированию; оппозиционный либерализм, который проявляется в недовольстве властью; охранительный либерализм – свобода, направленная на укрепление, на охрану общества – гармоническое сочетание воли, свободы, власти, закона. Государство считал необходимым органом, без него бы процветал уличный либерализм. Его взаимоотношения с гражданами должны быть направлены на обеспечение всеобщего блага. Содержание философии права считал, что составляет естественное право как система неписанных норм и правил, вытекающие из естественной природы и разума человека. Эти естественные права являются основанием для создания позитивного права, которое содержит в себе справедливость, равенство. Справедливость – то, что одинаково прилагается ко всем. Этот подход или принцип права – одинаковый подход ко всем, исходит в качестве писаных источников до нас от семи мудрецов древности – это и Солон, и Фалес и другие. Такой подход исповедовал Сократ, Аристотель, Цицерон.

В развитие отечественной философии внес Богдан Кистяковской, в настоящее время его считают российско-украинским мыслителем, философом. В России действует неразвитое право, в России не было правопорядка.

Павел Иванович Новгородцев. Его либерализм отличался индивидуализмом. Отдавал предпочтение индивидууму. Был учеником И. Канта. Считал, что предметом философии права является естественное право, которое является идеалом права. Позитивное право должно следовать этому идеалу. Понятие естественного права устарело. Он предложил свое видение правовой реформы, куда были заложены основные идеалы того времени и предложил проекты реформ. Это развитие либерализма светского, не окрашенного религиозностью.

В этот же период времени развивается религиозного направления, одним из приверженцев был Владимир Сергеевич Соловьев – это один из выдающихся русских философов, публицистов, богослов, поэт. Он размышлял по поводу проблем российского государства того периода времени. Его работы «Нравственность и право», «Оправдание добра» и другие. Он размышлял над социальным назначением государства, высказывал свое мнение относительно прав и свобод человека, высказал свое отношение к социализму, революции. Позитивное право и естественное право не противостоят друг другу, т.к. и там и в другом случае естественное право по своей природе и по форме выражения должны содержать меру добра и справедливости. Разумное право соответствует справедливой сущности права, а позитивное право – это реальное проявление естественного права. В основе права лежит свобода, обусловленная равенством. В понятиях права и закона воплощаются единства и юридического и этического начал. Всякое право предполагает минимум нравственности. Право как справедливость является принципом государства, т.о. государство, его механизм, должны содержать принцип справедливости.

Государственные чиновники могут выполнять свои обязанности в общественных интересах. Он считал, что Россия в силу своих географических и исторических причин должна быть сильным государством. Целью России как империи, он считал служение христианскому государству. Государство не должно стеснять внутренний мир человека, представляя условия для его проявления. Сущность права он понимал в предоставлении свободы для развития личности. Он также связывал свободу с равенством, т.к. свобода является правом при условии обеспечения равного обращения со всеми. Право без свободы – насилие, произвол. Право без общего равенства – это неправда, обман. В то же время он подчеркивал, что не всякое равенство делает свободу правом, а лишь равенство справедливое, равенство в должном. Все в равной мере должны выполнять свои обязанности. Считал, что право содержит в себе минимум нравственности.

Николай Александрович Бердяев – религиозный идеалист. Он считал, что государство не должно довлеть над личностью. Его называют персоналистом. Его персоналистический подход говорит о том, что личность есть самоцель и ничего выше личности нет. Государство не может быть правовым в принципе, если оно не базируется на христианских идеалах. Только такие идеалы обеспечивают приоритет личности. Государство и право подавляют личность и только соответствие их христианским заповедям выправляет положение.

Заметный вклад в развитие российской философии права внес Иван Александрович Ильин. Он представлял русско-философскую мысль в зарубежье. Его идеи стали известны из-за спора с Л.Н. Толстым, который говорил, что невозможно силой сопротивляться злу. Толстой считал, что на зло нужно отвечать добром, ненасилием, Ильин считал наоборот. Насильник и человек, пресекающий насилие, совершают два разные деяния. А.М. Горький. Большое внимание уделял правовому сознанию. Это выражается в отрицании ценностей личности, веры, семьи, родины, права как высших и самостоятельных ценностей. Такое правовое сознание, где право не считается ценностью, это унижает и сами ценности и уничтожает право и утверждает произвол. Никакого правового сознания в советской России достичь невозможно. Он призывал соблюдать законы, бороться за новые законы. Свобода обретается через добровольное самообязывание. Закон, по его мнению, должен основываться на естественном христианском правосознании.

В советское время философия права не получила самостоятельного развития. Джамбир Абасович Керимов, Владимир Александрович Туманов, Виктор Михайлович Сырых и многие другие теоретики права. Но, т.к. марксистская теория права основывалась на классической немецкой философии, то понятно, что философия содержала серьезные выводы.

Философско-правовая мысль имеет глубокие теоретические и исторические корни. Можно выделить:

1. поиски взаимопроникновения, взаимодополнения права морали и религии, взаимопереплетения требований правовых, религиозных и моральных норм, поиски путей отхода от правового этатизма, от признания доминирующей роли государством формировании права и правовых отношений. Поиски соотношения права и закона, их различения и соотношения. Эти особенности были свойственны как для прежнего времени, так и в настоящее время. Вокруг этого круга вопросов рассматривается курс философии права.

 

 

07.10.2011




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.