Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика




Конкуренция – это борьба между участниками экономической деятельности за лучшие условия производства и сбыта. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает, что при полной подвижности (мобильности) ресурсов и товаров существует множество продавцов и покупателей абсолютно одинаковой продукции, которые имеют полную рыночную информацию и не могут навязать друг другу свою волю. Рынок совершенной конкуренции – фактически абстракция, так как вряд ли хотя бы один из реальных рынков отвечает описанной сущности. Если нарушается хотя бы одно из условий, имеет место несовершенная конкуренция. На рынках несовершенной конкуренциистепень несовершенства (т.е. возможность диктовать свои условия) зависит от разновидности рынка.

Различают четыре основные модели (структуры) рынка с точки зрения конкуренции: это чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия (три последние относятся к несовершенной конкуренции).

Чистая конкуренция характеризуется большим количеством

фирм, выпускающих однородные (одинаковые) изделия, доля каждой фирмы на рынке очень маленькая, поэтому влиять на цену они не могут, барьеры для входа на рынок отсутствуют. Примерами могут служить рынки сельскохозяйственной продукции при господстве фермерских хозяйств, валютные рынки, так как на них условия приближены к условиям рынка совершенной конкуренции.

Чистая монополия означает, что существует единственная фирма в отрасли, которая выпускает уникальный товар, не имеющий заменителей; вход в отрасль фактически блокирован, контроль фирмы над ценой значительный, максимально возможный в условиях рынка. Примерами могут служить отрасли газо-, водо-, электроснабжения, транспорта, коммунального хозяйства. Барьеры для вступления новых участников в ту или иную из указанных отраслей практически непреодолимы. Монополия бывает естественная и искусственная.

Естественная монополия возникает либо когда производство продукта требует уникальных природных условий, либо в случае, когда существование в отрасли нескольких производителей нецелесообразно. Искусственная монополия создается путем сговора производителей.

Наряду с чистой монополией существует и чистая монопсония. Она осуществляется тогда, когда на рынке существует единственный покупатель. Монополия выгодна для продавца, а монопсония обеспечивает привилегию для покупателя. Встречается и двусторонняя монополия, когда в отрасли существует один продавец и один покупатель. Такая ситуация, например, возможна при производстве военной продукции, когда есть одна фирма производитель и один заказчик этой продукции – государство. При этом рассматривается ситуация на внутреннем рынке. Однако чистая монополия и чистая монопсония встречаются достаточно редко.

Монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством фирм, выпускающих дифференцированную продукцию. Дифференцированная продукция – это продукция, которая удовлетворяет одну и ту же потребность, но различается по качеству, торговой марке, упаковке, послепродажному обслуживанию и т.п. Доля рынка у каждой фирмы небольшая, барьеры для входа на рынок легко преодолеть, возможность отдельной фирмы влиять на цены ограничена узкими рамками. Примерами могут служить производство одежды, обуви, книг, розничная торговля и т.д.

Олигополия означает, что на рынке действуют немного (несколько) фирм, выпускающих одинаковую или дифференцированную продукцию, доля каждой фирмы на рынке значительна, вход в отрасль осуществить трудно. Для олигополии характерны существенное влияние отдельной фирмы на цены товаров и сильная взаимозависимость фирм в их рыночном поведении. Примерами могут служить металлургическая, автомобильная промышленность, производство бытовых приборов.

Переход к несовершенной конкуренции, монополистическим и олигополистическим структурам произошёл в рыночной экономике в конце XIX в. на основе концентрации и централизации производства и капитала в результате самой конкуренции. К причинам возникновения монополий относятся:

- эффект масштаба: в результате появляются естественные монополии – отрасли, в которых существование единственной фирмы экономически рационально, так как продукция может производиться одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы её производили несколько фирм;

- научно-технический прогресс, т.е. освоение новой продукции, технологии и т.п.;

- исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс, например, установление контроля над всеми месторождениями нефти;

- исключительные права, предоставленные фирме государством.

Монополии, стремясь получить максимальную прибыль, могут сокращать производство и повышать цены на товары, что противоречит интересам покупателей и общества в целом.

Конкурентная рыночная среда должна оберегаться от возникновения чистой монополии или олигополии. Этого можно достичь только при вмешательстве со стороны государства, путем проведения антимонопольной политики.

Антимонопольная политика включает в себя поддержку малого и среднего бизнеса, распространение научно-технической информации, допущение в разумных пределах конкуренции со стороны иностранных фирм, принятие и реализацию антимонопольного законодательства. Один из первых антимонопольных законов появился в США в 1890 г. (закон Шермана). Антимонопольное законодательство охватывает два основных направления:

- регулирует структуру отрасли - долю рынка, контролируемую одной фирмой, и слияния фирм, прежде всего, горизонтальные (в одной отрасли) и вертикальные (вдоль технологической цепочки от добычи сырья до его переработки и доставки готовой продукции потребителю);

- преследует нечестную конкуренцию, например, сговор о ценах, скупку активов одной компании другой через подставных лиц и т.п.

Основной целью применения государственных средств является достижение оптимального сочетания различных видов конкуренции и недопущение того, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупную эффективность конкурентной среды. Для формирования нормально функционирующих конкурентных рынков необходимы соответствующая законодательная база и общественные институты, эффективная кредитно-денежная политика, меры по защите интересов национальных производителей на мировом рынке. В современных российских условиях проблема защиты конкурентной среды стоит достаточно остро, так как монополия во многих отраслях производства сохранилась со времен СССР. 22 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», первый нормативный акт в России, направленный на развитие конкуренции. В этот закон постоянно по мере изменения рыночной ситуации вносятся изменения и дополнения. Последние изменения были внесены 26 июля 2006 г. В Законе и дополнениях к нему определены понятия монопольно высокой и низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта и т.д. Закон запрещает таким субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ориентирована на пресечение недобросовестной конкуренции. Статья 17 - на предупреждение монопольных и олигопольных слияний. Крайней мерой, применяемой к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доминирующим положением, является принудительное разделение хозяйствующих субъектов, определяемое статьей 19.

Главные трудности применения антимонопольного законодательства состоят в том, чтобы определить масштабы рынка, на котором действует обвиненная в монополизме фирма, и доказать факт осуществления нечестной конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.