Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размещение и крепление грузов на подвижном составе. Классификация грузов

Тара

Классификация грузов

Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе

ЭЛЕМЕНТЫ ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

СРЕДСТВА

ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ

(ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ)

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией направления 190700.62 «Технология транспортных процессов» профиля подготовки 190701.62 «Организация перевозок на автомобильном транспорте» для использования в учебном процессе

 

 

Кемерово 2012

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Профессия специалиста по организации и управлению на автомобильном транспорте требует не только глубокого понима­ния вопросов организа­ции перевозок грузов и пассажиров, но также номенклатуры, конструк­ции и эксплуатационных свойств автотранспортных средств (АТС), на которых перевозятся грузы и пас­сажиры. Правильный выбор транспортного сред­ства для той или иной перевозки невозможен без умения самостоятельно оценить технический уровень механизмов и систем автомобилей, а также автомобиля в целом.

В настоящее время подавляющая часть перевозок грузов приходится на автомобильный транспорт. Перевозка грузов свя­зана с необходимостью выполнения погрузо-разгрузочных работ (ПРР), являющихся неотъемлемой и наиболее трудоемкой частью транспортного процесса. Важность ПРР подтверждается сле­дующими цифрами. Затраты на выполнение ПРР составляют в среднем 25 – 30% от общих затрат на перевозку, а при небольших расстояниях перевозки – до 50% и более. При уровне механиза­ции ~ 85% на ПРР занято 20% работающих в сфере грузовых ав­томобильных перевозок. В этой связи даже небольшое повыше­ние уровня механизации ПРР влечет за собой сокращение про­стоев автомобилей под погрузкой-разгрузкой и приводит к суще­ственному повышению производительности и эффективности пе­ревозок. Поэтому специалисты, занимающиеся их организацией, должны иметь профессиональную подготовку, в том числе и по вопросам организации и механизации ПРР. Без этого нельзя гра­мотно и эффективно организовать перевозку грузов и обеспечить значительное повышение производительности труда на автомо­бильном транспорте.

В связи с этим изучение основ конструкции специализиро­ванного подвижного состава (СПС) автомобильного транспорта, а также основ грузоведения и конструкций погрузо-разгрузочных ма­шин (ПРМ) и оборудования в процессе подготовки специалистов по перевозкам является необходимым и выделено в отдельный курс.

 

Грузы, которые необходимо пе­ревезти, на всех видах транспорта являются предметом труда. Номенклатура грузов, перевозимых автотранспортом, весьма ве­лика и насчитывает десятки тысяч наименований. Вместе с тем, транспортные свойства многих грузов одинаковы. Поэтому грузы классифицируют, прежде всего, по их физическим и транспорт­ным свойствам. Эти свойства оказывают существенное влияние на выбор не только транспортных средств, но и ПРМ, складских помещений, организации пере­возок и т.п.

Грузы подразделяются на следующие группы:

- штучные;

- навалочные;

- порошкообразные;

- зерновые;

- наливные;

- вяжущие;

- опасные.

К штучным грузам относятся промышленные и продоволь­ственные товары в затаренном виде: в мешках, ящиках, бочках и др.; грузы в кипах и тюках, а также изделия в незатаренном виде или без упаковки.

В связи с многочисленностью типоразмеров тары, разнооб­разием ее видов и сравнительно небольшой массой одного места (как правило, до 100 кг, а мелкоштучные – до 3 – 5 кг) штучные грузы характеризуются сложностью перевозки, по­грузки и выгрузки и требуют укрупнения отдельных мест в па­кеты и контейнеры.

Среди штучных грузов, включающих более 12 тысяч наиме­нований, выделяют следующие категории:

- мелкоштучные (кирпич, мелкие блоки и детали и т.д.);

- длинномерные – грузы длиной не менее 5 м (прокат, лес, трубы и др.);

- тяжеловесные (станки и другое оборудование массой не менее 250 кг). В этой категории выделяют особо тяжеловесные грузы с массой в несколько десятков или даже сотен тонн (тур­бины, атомные реакторы и т.п.);

- негабаритные (по размерам превышающие дорожные га­бариты). Они, как правило, являются одновременно и особо тяжеловесными и требуют для перевозки, а также погрузки-разгрузки специальных технологий;

- контейнеры.

К навалочным грузам относятся грунт, песок, щебень, гра­вий, камень, руда, уголь, силос и др. Отличительной особенно­стью их является то, что их перевозят и хранят навалом. В общем объеме перевозок автомобильным транспортом навалочные грузы занимают наибольший удельный вес (до 70%).

Порошкообразные грузы (пылевидные материалы) – это ма­териалы с размером частиц 0,05 – 0,5 мм. К ним относятся це­мент, мука известковая, доломитовая, из зерна и т.п. Порошкооб­разные грузы можно перевозить как в затаренном, так и в незата­ренном виде. Для перевозки в незатаренном виде применяют СПС (автоцементовозы, муковозы), а для хранения – крытые склады и элеваторы.

Зерновые грузы (зерно – пшеница, рожь, овес и др.) перево­зятся обычными бортовыми автомобилями, но с уплотнением и укрытием кузовов, чтобы обеспечить сохранность зерна в про­цессе перевозки.

Наливные (бензин, керосин, вода, молоко и т.д.) и вяжущие грузы (раствор, бетон, битум и т.п.) обычно перевозятся СПС типа «цистерна».

Опасные грузы – особая группа грузов, которые при транс­портировке могут послужить причиной взрыва, пожара или по­вреждения транспортных средств, складов, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или забо­левания людей или животных.

К ним относятся:

- взрывчатые вещества;

- сжатые и сжиженные газы;

- легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества;

- окисляющие вещества и перекиси;

- ядовитые вещества;

- радиоактивные вещества;

- едкие и коррозионные вещества;

- прочие опасные грузы.

Опасные вещества могут перевозиться как в затаренном виде (в специальной таре: кислоты – в бутылях, газы – в баллонах и т.д.), так и в незатаренном (бензин, керосин и т.п.).

Грузы классифицируют по следующим признакам:

- по условиям хранения;

- по условиям перевозки;

- по использованию грузоподъемности автомобиля.

В зависимости от условий хранения грузы могут требовать закрытых помещений (складов), а могут и не нуждаться в них.

По условиям перевозки на подвижном составе для одних грузов могут быть использованы автомобили общего назначения с открытым кузовом, другие нуждаются в подвижном составе с закрытым кузовом (типа «фургон» или «цистерна»), третьи (напри­мер, скоропортящиеся) – для перевозки требуют автомобили с изотермическим или рефрижераторным кузовом, четвертые (опасные грузы) – нуждаются в особых условиях перевозки.

По использованию грузоподъемности автомобилей грузы делятся на 4 класса:

- kгр = 1,0;

- kгр = 0,7 – 0,9;

- kгр = 0,5 – 0,7;

- kгр = 0,4 – 0,5 (при kгр < 0,4 – особо легковесные грузы).

Тара используется для упаковки перевозимого груза, обес­печения его сохранности, а также удобства ведения ПРР, пере­возки, складирования и хранения.

По конструкции тара может быть:

- жесткой (ящики, бочки, бутылки и т.п.);

- полужесткой (корзины, картонные коробки и др.);

- мягкой (мешки, тюки, сетки и т.д.).

Для производства тары чаще всего используются такие ма­териалы как древесина, картон, бумага, стекло, ткани, пласт­массы и др.

Некоторые виды грузов перевозятся в двойной таре: одна служит для обеспечения сохранности товарного вида изделия или расфасовки с учетом потребности покупателей (первичная тара), другая является транспортной и служит только для перевозки.

Затраты на тару весьма значительны, поэтому их сокраще­ние является весьма важной задачей. Это может быть достигнуто использованием многооборотной тары, а также контейнеров и ящичных поддонов, тары-оборудования типа решетчатых стел­лажей на колесах, обеспечивающих возможность применения в ряде случаев только облегченной тары, либо упаковки.

Широко используется разборная, складная и разборно-складная тара. Она очень удобна, занимает мало места в разо­бранном или сложенном состоянии и экономична при перевозках.

Тара может быть также товарообезличенной и специализи­рованной. Первая может быть использована для упаковки разных грузов, вторая – лишь для определенного вида груза.

Показателями качества перевозки грузов, как известно, является их сохранность и своевременность доставки. При перевозках гру­зов СПС сохранность обеспечивается размещением его в кузове специальной конст­рукции (цистерны, фургоны и т.д.). При перевозках автомоби­лями общего назначения, а иногда и в фургонах, сохранность в значительной степени зависит от размещения груза в кузове.

Существуют общие и особые правила размещения грузов на подвижном составе.

Общие правила размещения грузов:

- груз надо распределять равномерно по площади кузова;

- не допускать совместную перевозку грузов, распростра­няющих и поглощающих запахи, пылящих и поглощающих пыль и т.д.;

- при перевозке грузов разной массы наиболее тяжелые ук­ладывают внизу и в передней части кузова.

Особые правила размещения грузов:

Штучные грузы в ящиках, не требующие особых условий перевозки, укладывают плотно во избежание взаимного смеще­ния. Грузы, возвышающиеся над бортом, должны увязываться канатами или веревками. Пакетированные грузы размещаются в зависимости от размеров кузова и пакетов в плане.

Грузы в мягкой таре не на поддонах при одноярусной ук­ладке размещают так, чтобы сшивки кулей, мешков были на­верху, а при многоярусной укладке – внутри кузова.

Изделия в бутылках, если это не опасные грузы, перевозят в открытых деревянных, пластмассовых или решетчатых ящиках. Обычно они укладываются в несколько ярусов и увязываются. При перевозке больших бутылей с опасными жидкостями каждое место должно быть изолировано друг от друга, поэтому бутыли помещают в супертару (плетеные корзины, ящики) и крепят, чтобы исключить смещение их в кузове.

Металлические баллоны со сжатым и сжиженным газом пе­ревозят в съемных специальных кассетах в вертикальном поло­жении. При отсутствии кассет баллоны укладываются только го­ризонтально, а если в два и более рядов, то между рядами должны быть уложены прокладки.

Зерновые грузы размещаются по всей площади кузова, не допуская возвышения над уровнем борта. При этом кузов уплот­няют и при необходимости укрывают брезентом.

Длинномерные грузы перевозятся, главным образом, на при­цепах-роспусках. Во избежание смещения груза применяют рас­порки и деревянные прокладки. При необходимости груз допол­нительно увязывается канатами. Свисающая часть при этом не должна превышать 2 м, а между задней стенкой кабины автомо­биля и грузом должен быть предусмотрен зазор.

Тяжеловесные грузы и контейнеры размещают в кузове с учетом их устойчивости и равномерного распределения нагрузки на ходовую часть. При необходимости они крепятся к полу ку­зова растяжками.

Большегрузные контейнеры должны перевозиться только на контейнеровозах с креплением к грузонесущей раме или плат­форме.

Особо тяжеловесные грузы размещаются и закрепляются на подвижном составе в соответствии с техническими проектами на их перевозку и перегрузку, разрабатываемыми специализирован­ными организациями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Погрузо-разгрузочные пункты и склады. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.