Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика элементов налога




КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

В зависимости от целей и задач возможны различные классификации налогов: 1. по принадлежности к уровню управления, подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация имеет прямой законодательный статус: на ней основана вся логика построения и изложения НК РФ. Основой разграничения этих видов налогов и сборов является не уровень бюджета, в который они зачисляются, а то, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории обязательны к уплате. 2. по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических, физических лиц и смешанные, является достаточно распространенной. 3. по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные, известна как исторически наиболее универсальная, но вместе с тем и как наиболее теоретически спорная классификация. 4. по характеру отражения в Системе национальных счетов (СНС), разделяющая налоги на две группы: на производство и импорт, на доходы и имущество. 5. по предмету (объекту) обложения, где различают налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные), с использования ресурсов (ресурсно-рентные). 6. по способу обложения, где разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: по декларации, у источника уплаты и по уведомлению. 7. по применяемой ставке подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные, а также налоги с твердыми, процентными и комбинированными ставками. 8. по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов: выручка, себестоимость, финансовые результаты, оплата труда и др. 9. по назначению разграничивает их на абстрактные (немаркированные) и целевые (маркированные). Абстрактные – налоги, средства, от поступления которых аккумулируются в бюджете определенного уровня управления, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета. Целевые (маркированные) – налоги, имеющие заранее определенное целевое назначение и строго закрепленные за определенными видами расходов. За счет маркированных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Каждый налог содержит обязательные и необязательные элементы. Обязательные элементы налога – совокупность регламентированных налоговым законодательством данной страны слагаемых налогового обязательства, определяющих порядок исчисления и уплаты налога, без раскрытия которых это обязательство не может считаться установленным. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛ-ТЫ; ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ элементы; ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ элементы. Н.ПЛ-ЩИК (субъект налога) – это об.эл-нт, характеризующий лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. НОСИТЕЛЬ налога – вспом.эл-нт, характеризующий лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога. При использовании прямых налогов субъект и носитель – это, как правило, одно и то же лицо; при косвенном – это, чаще всего, разные лица. В ситуации, когда субъект и носитель налога – разные лица, налоговый платеж уплачивается носителем не государству, а субъекту налога, который уже вносит его в бюджет. ПРЕДМЕТ н/о – вспом.эл-нт, характеризующий имущество, прибыль, доход, расходов, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), юридическим значимые действия, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения. ОБЪЕКТ н/о – об.эл-нт, характеризующий юридический факт (действия, событие, состояние) по отношению к предмету налогообложения, который обуславливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога. Масштабная БАЗА – вспом.эл-нт, характеризующий определенную меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта налогообложения. НАЛ.БАЗА – об.эл-нт, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Налоговый ПЕРИОД – об.эл-нт, характеризующий срок, по истечении которого завершается процесс формирования налоговой базы и определяется конечный размер налогового обязательства. Статья 55 части первой НК РФ определяет налоговый период как календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (факультативный элемент), по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, и представляется в установленный адрес соответствующая отчетность. Налоговая СТАВКА – об.эл-нт, характеризующий величину налога на единицу измерения налоговой базы. ПОРЯДОК исчисления налога – об.эл-нт, характеризующий законодательно установленную методику исчисления налогового оклада. Существует две основные методики исчисления, обе встречающиеся в российской практике: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (налог исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода с определением суммы по его окончании). Налоговая ЛЬГОТА – факульт.эл-нт, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) исключительных преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговый ОКЛАД – вспом.эл-нт, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения. ИСТОЧНИК налога – факульт.эл-нт, характеризующий регламентированный экономический показатель (фонд) налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произвольно; он регламентируется законодательством о налогах и сборах. ПОЛУЧАТЕЛЬ налога – факульт.эл-нт, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.

 

11. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ

Классификация налогов по принадлежности к уровню управления, подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация имеет прямой законодательный статус: на ней основана вся логика построения и изложения НК РФ. Основой разграничения этих видов налогов и сборов является не уровень бюджета, в который они зачисляются, а то, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории обязательны к уплате. В соответствии со ст.12 НК РФ: - Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. - Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. - Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. ФЕДЕР.Н,: Нал на добавленную ст-ть;Акцизы;Нал на дох физ-х лиц; Единый соц-й нал;Нал на прибыль;НДПИ;Водный налог;Сборы за польз-е объектами живот-го мира и за польз-е объектами водных биолог-их ресурсов;Гос-ая пошлина.РЕГИОН.Н.:Нал на им-во орган-ий;Нал на игорный бизнес;Транс-ый нал. МЕСТН.Н.Земел-й нал;Нал на им-во физ-х лиц.

12. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Налогоплательщик (субъект налога) – это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах. 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц. 13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны; 14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.