КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-партнерские правоотношения в сфере труда
Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству Эти правоотношения возникают в тех случаях, когда гражданин за содействием в трудоустройстве обращается в орган занятости. Если он устраивается на работу самостоятельно, без помощи этих органов, то такие правоотношения у него не возникают. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают в трех последовательно взаимосвязанных видах: – между гражданином и органами службы занятости с момента обращения в этот орган для подыскания подходящей работы и устройства на нее; – между гражданином, получившим направление от органа службы занятости, и работодателем, к которому его направили по поводу заключения трудового договора (если этот договор заключен, то правоотношения по трудоустройству прекращаются, если нет, то продолжается его первое правоотношение с органом службы занятости); – между органом службы занятости и работодателем, обязанными информировать друг друга о спросе и предложении рабочих мест; работодатель также обязан перечислять соответствующие взносы в фонд занятости и принимать направляемых по его запросу подходящих работников; это длящееся правоотношение данных субъектов. Каждое из трех указанных правоотношений – самостоятельное, со своими субъектами и содержанием, хотя и имеет целью помочь гражданам в устройстве на работу, а работодателям – в подыскании подходящих для производства кадров. Права и обязанности субъектов этих трех правоотношений, т. е. их содержание, определяются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 22 марта 1996 г. и 23 июня 1999 г.
Трудовой кодекс значительно развил законодательство о социальном партнерстве в разделе II «Социальное партнерство в сфере труда» (гл. 3–8), объединившем ст. 23–55. Социальное партнерство работников и работодателей возникло в России с первым коллективным договором 1904 г., заключенным в ходе стачки нефтяников на Бакинских нефтепромыслах, и особенно стало развиваться в годы перестройки. Кодекс в ст. 23 дает следующее понятие социального партнерства. Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (подчеркнуто нами – В. Т.) Следовательно, цель его – согласование интересов работников и работодателей в правовом регулировании труда, поскольку эти интересы в сфере труда ныне обостряются, доходя до антагонистических. И чтобы сохранить социальный мир во всех странах, в международной практике в сфере труда используется социальное партнерство. В нем, кроме указанных в § 4, возможны три вида правоотношений: – по организации и управлению трудом; – в организации по заключению и выполнению коллективных договоров; – социально-партнерские правоотношения на уровне выше предприятия, учреждения, организации между представителями работников, работодателей и исполнительного органа власти (трипартизм). Субъектами первого вида этих правоотношений являются работники и их представительные органы, с одной стороны, и работодатель, его администрация – с другой. Данные правоотношения возникают при реализации предусмотренного в гл. 8 ст. 52 Кодекса права работников на участие в управлении организацией непосредственно или через представительные органы. Это право реализуется в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации и коллективным договором.
Основными формами этого участия согласно ст. 53 Кодекса являются: а) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Кодексом и коллективным договором; б) проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; в) получение информации от работодателя по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; г) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию, что может осуществляться и на проводимых производственных совещаниях; д) участие в разработке и принятии коллективных договоров; е) иные формы, определенные Кодексом, коллективным договором, локальными актами организации, ее учредительными документами. Правоотношения по участию работников в управлении организацией и организации труда возникают вместе с созданием трудового коллектива организации независимо от его численности, а прекращаются одновременно с ликвидацией организации. Социально-партнерские правоотношения по своему характеру – организационно-управленческие.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |