Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие Принципы Организации Гражданской Обороны




ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РСЧС и ГО (О военной опасности. Насущные проблемы)

МЧС И ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД)

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СССР

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

4. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

 

 

Гражданская оборона (ГО)(название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неот­ложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готов­ности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.

Они работают под руководством соответствующих советских органов, вышестоящих КЧС, а также правительственных (госу­дарственных) комиссий, создаваемых для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных аварий (катастроф) или стихийных бедствий.

Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государст­венного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предпри­ятиями, расположенными на соответствующей территории.

 

Организационная структура ГО СССР определяется общегосударственным и политико-административным устройством, воз­можным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время, и задачами, возложенными: на нее.

Вся практическая деятельность ГО в республиках, краях, городах, районах и на объектах народного хозяйства осуществляется под руководством исполкомов Советов народных депутатов, а также органов военного управления. Непосредственное руково­дство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется пред­седателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационно входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов, районов, на террито­рии которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том. что ГО объектов народного хозяйства организационно входит также в структуру ГО соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную ответственность за со­стояние ТО в этих учреждениях.

ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

ГО в СССР является не только частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, но и всенародным делом. Каж­дый советский гражданин обязан активно участвовать в проведении мероприятий ГО.

МЧС и Гражданская оборона (современный период)

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР "Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной систе­мы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

В 1995 году указом президента 27 декабря объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассо­циацию спасательных формирований России.

17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского кор­пуса спасателей. 28 апреля заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.

В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.

19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.

Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (При­волжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).

13 марта 1992 года постановлением правительства Российской Федерации №154 создан Центральный аэромобильный спаса­тельный отряд (ЦАМО) с базированием его на аэроузле "Раменское" (г.Жуковский Московской области).

18 апреля правительство Российской Федерации приняло постановление №261 "О создании Российской системы предупрежде­ния и действий в чрезвычайных ситуациях", которым утвердило Положение об РСЧС, а также определило функции органов
государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответст­вии с этим постановлением на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые
комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения ГКЧС России к
действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и
звеньев.

Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 "О совершенствовании деятельности турист­ских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров". В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаи­модействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября 1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 "О взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны".

В 1993 году завершается формирование РСЧС. К концу года территориальные подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключением Чеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионах создаются ассо­циации экономического взаимодействия, а при них Советы по чрезвычайным ситуациям.

Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по основным направлениям функционирования

 

РСЧС в 1993 году при ГКЧС России были созданы:

•Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);

•Национальная комиссия Российской Федерации по проведению международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (постановление правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №26):

•Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учрежде­ний по их подготовке (постановление правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507):

■ Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России (постановление правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 636);

• Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами (постановление правительства Россий­
ской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643).

В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.

В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств СНГ был учрежден Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.

10 января 1994 г. указом президента Российской Федерации №66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.

Указом президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС России назначен Шойгу С.К.

В 1994 году создается Центр специального назначения (г.Москва), предназначенный для повышения оперативности реагирова­ния на чрезвычайные ситуации, для обеспечения автономности работы оперативных групп МЧС России и других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций, в том числе для экстренного выпол­нения аварийно-спасательных и инженерных работ особой сложности в труднодоступной местности с десантированием спаса­телей и грузов.

Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора, обработки и отображения информации, информационной под­держки принимаемых решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 г. Центр управления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) с обеспечивающими подразделениями и ком­плексом технических средств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.

Правительство России приняло решение об организации единой всероссийской службы медицины катастроф как одного из важных звеньев РСЧС.

21 декабря 1994 года был принят закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера", который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности чрезвычайной службы России.

С целью централизации межведомственных функций управления особенно при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях постановлением правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164 была создана межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определены ее задачи и персональный состав.

14 июля 1995 г. был принят федеральный закон Российской Федерации "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасате­лей". Этот закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанно­сти и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спа­сателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С целью повышения эффективности экономического регулирования в области предупреждения чрезвычайных ситуаций по инициативе и при содействии МЧС России в июле 1995 года была создана Чрезвычайная страховая компания.

2 ноября 1995 г. правительство Российской Федерации приняло постановлением №1085 "О федеральной целевой программе "Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на террито­рии Российской Федерации".

Федеральное МинЧС уделяет значительное внимание работе с органами исполнительной власти субъектов РФ в области граж­данской обороны и предупреждения ЧС. Не менее важная задача для МЧС России - создание высокопрофессиональных мо­бильных территориальных спасательных служб.

Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст­вий в соответствии с временным положением, утвержденным приказом МЧС России от 7 октября 1994 г. № 621 выполняют следующие основные задачи:

координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев ведомственных и функциональных подсистем рос­сийской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их взаимодейст­вия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

1. руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской обороны, штабами по делам гражданской обо­роны и чрезвычайным ситуациям в ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени боевой готовно­сти, в период отмобилизования и выполнения задач в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными службами на территории региона;

2. координация ведения гражданской обороны на территории региона;

3. координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации по ликвидации региональных чрезвычайных ситуаций;

4. осуществление установленным порядком государственного надзора на территории региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;

5. организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

6. организация разработки и реализации региональных программ, систем информационного обеспечения, контроля за реализаци­ей в регионе федеральных целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф

(за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧС России администраций по контролю за реализа­цией программ по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту населения и территорий;

7. организация на территории региона обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

8. участие, содействие и контроль за созданием на территории региона резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

9. рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах субъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций:

10. осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фонда правительства Российской Федерации, а также организации финансового и материально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны на территории региона.

Всего в составе МЧС России имеется 8 региональных центров:

Центральный - г. Москва;

Северо-Западный - г. Санкт-Петербург;

Южный г. Ростов на Дону;

Приволжский - г.Н. Новгород;

Уральский - г. Екатеринбург;

Сибирский - г. Красноярск;

Северо-Кавказский г.Железноводск

Дальневосточный - г. Хабаровск.

Гражданская оборона: взгляд в будущее

Почти семь десятилетий существовали две системы защиты населения от нападений с воздуха — МПВО и ГО. За эти годы они показали свою жизненную необходимость, разумность большинства мероприятий, а потому приобрели всенародный характер.

МПВО в годы Великой Отечественной войны, надо прямо сказать, спасла от разрушения немецкими фашистами Москву, Ле­нинград, Мурманск, Киев, Севастополь. Воронеж, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого не скажешь, и не пото­му, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город более полугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, но город выстоял и победил.

С 1961 г. и по сей день гражданская оборона выполняла стратегическую оборонную задачу: защищала население и промыш­ленность от оружия массового поражения вероятного противника, большинство населения обеспечили укрытием в надежных защитных сооружениях, были накоплены достаточные запасы средств индивидуальной зашиты, приборов радиационной и хи­мической) разведки. Многое сделано для повышения устойчивости работы промышленных предприятий.

Но время неумолимо. Меняются политические устройства государств, социально-экономические условия, технологии произ­водств и системы оружия, соответственно им и военные доктрины. Появились Концепция национальной безопасности России, законы "Об обороне", "О гражданской обороне". "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Все они впитали в себя новое состояние нашей страны, особенности современной международной политики и отношений государств многополярного мира.

Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.