Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Трансфертное ценообразование в процессе бюджетирования деятельности коммерческого банка

В настоящее время одной из основных задач топ-менеджмента активно функционирующих коммерческих банков является разработка и реализация проектов по развитию бизнеса. Пытаясь привлечь в рамках таких проектов как можно больше ресурсов для осуществления своей деятельности, банки стараются занять большую долю на рынке посредством продвижения своих банковских продуктов и программ в регионы. Такая территориальная экспансия заключается в создании региональных банковских филиалов. За счет притока дополнительных средств увеличивается и общий объем выполняемых операций, нагрузка на систему управления банка и систему бюджетирования.
Залогом эффективного управления банком является оптимальное распределение всех получаемых ресурсов. Инструментом такого распределения является механизм внутреннего трансфертного ценообразования, который позволит определять реальные цены, по которым подразделения получают финансовые ресурсы, что, безусловно, важно в процессе бюджетирования как на стадии формирования бюджетов, так и на стадии контроля и анализа их исполнения и определения эффективности деятельности каждого подразделения.

Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой. Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).

Определили следующие цели трансфертного ценообразования:

1) Система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании.

2) Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого.

3) Система трансфертного ценообразования не должна нарушать автономию подразделений. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.

Необходимо выяснить, почему же процесс определения трансфертной цены составляет основу внутрибанковских отношений?

Во-первых, она показывает, состоится ли внутренняя торговля вообще. В противном случае, контрактные отношения будут расторгнуты, а фирма прекратит свою деятельность.

Во-вторых, трансфертная цена определяет объем и частоту поставок товаров (оказания услуг) между бизнес-единицами.

В-третьих, она влияет на доходы и расходы бизнес-единиц, поскольку представляет собой доход продающего подразделения и расход покупающего.

В-четвертых, она позволяет, при внедрении соответствующих моделей рассчитать доходы и расходы каждой бизнес-единицы.

В-пятых, при использовании определенных методов (как бухгалтерских, так и математических), трансфертная цена лежит в основе определения финансовых результатов деятельности бизнес-единиц.

А, следовательно, в-шестых, служит базой для мотивации подразделений и эффективного управления экономикой всей организации.

Трансфертное ценообразование существует там, где имеют место трансферты товаров и услуг внутри одной организационной единицы.

Выделяются четыре взаимосвязанные группы целей трансфертного ценообразования:

• функциональная необходимость;

• экономическая необходимость;

• организационные причины;

• стратегические соображения.

Трансфертное ценообразование можно рассматривать с точки зрения анализа цепочки создания стоимости, предложенной. Как инструмент оценки стратегии цепочка создания стоимости обладает тремя характеристиками [

• Определение источника конкурентного преимущества;

• Выделение связей в цепочке создания стоимости;

• Формулировка общих стратегий (лидерство по издержкам, дифференциация и концентрация) для достижения и поддержания конкурентного преимущества.

Бухгалтерский подход к трансфертному ценообразованию. Согласно этому подходу, трансфертная цена определяется на основе внутрифирменной информации об издержках.

Бихевиористский подход. Банк рассматривается как коалиция, участники которой имеют различные, а порой даже противоположные, интересы и определили величину трансфертной цены как результат длительных (но не бесконечных) переговоров.

Способ определения трансфертных цен путем переговоров имеет как своих сторонников так и оппонентов.

Центр ответственности бизнес-процесса при трансфертном ценообразовании. Рассмотрим основной элемент системы трансфертного ценообразования – центр ответственности. Элементом трансфертного ценообразования является бизнес-единица организации – центр ответственности, под которым понимается отдел (совокупность отделов) и/или подразделение (-я) фирмы, которая обладает следующими признаками:

 

На практике выделяют следующие виды центров ответственности:

- центры прибыли (профит-центры) – подразделение (-я), которое контролирует и свои затраты и свои доходы. Деятельность этих центров оценивается на основе полученной ими прибыли. Также может быть поставлена цель увеличения доли рынка или количества заказов. Такая ответственность требует соответствующей степени свободы в принятии решений.

- центры затрат – подразделение (-я), которое контролирует только свои затраты. Это типичные подразделения, которые не имеют прямого выхода на внешний рынок (например, отдел производства) Задача центра затрат состоит в минимизации затрат при заданном выпуске. Их деятельность оценивается величиной отклонений фактических затрат от плановых.

- центры расходов – к ним относятся подразделения, для которых сложно установить зависимость между затратами и результатами. Например, в центральном управлении или отделе исследований. Управление центрами расходов осуществляется на основе утверждения бюджета расходов, при этом оценка результатов возможна только в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Затраты оцениваются количеством патентов или инноваций.

- центры инвестиций – подразделение (-я), которое контролирует затраты, доходы и инвестиции. Оно отвечает за использование собственного и заемного капитала, располагает полной автономией в управлении всеми или частью активов компании. Деятельность Центра инвестиций часто оценивается по показателю ROI.

- центры доходов – подразделение (-я), которое контролирует только свои доходы. Оно несет ответственность только за выручку и не отвечает за затраты. Объем их полномочий ограничен теми решениями, которые влияют на размер выручки от продаж в рамках установленной зависимости “издержки–выручка”. Результативность деятельности центра доходов оценивается на основе достигнутого оборота или маржи прибыли. Создание центра доходов имеет своей целью увеличение оборота и оптимизацию продаж компании.

Альтернативный способ использования трансфертных цен состоит в регулировании с их помощью взаимодействия организации с внешней средой.

Именно такой способ мы рассматриваем в настоящей работе применительно к коммерческому банку. А именно, трансфертные цены предлагается рассматривать как инструмент управления активами и пассивами банка, в частности риском ликвидности и процентным риском. При том, что механизм установления трансфертных цен и в этом случае оказывает существенное влияние на организацию взаимодействия подразделений банка, основной его задачей явялется управление риском ликвидности и процентным риском банка посредством влияния с помощью трансфертных цен на интенсивность привлечения и размещения им финансовых ресурсов.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить три класса задач, решаемых с помощью трансфертного ценообразования и четыре используемых при этом типа методов трансфертного ценообразования.

К задачам относятся:
- налоговая оптимизация,
- оптимизация (регулирование) внутрифирменного взаимодействия,
- оптимизация (регулирование) взаимодействия фирмы с внешней средой.
Указанные задачи решаются с помощью создания механизма взаимодействия между подразделениями фирмы с помощью трансфертных цен и установления их значений, производимого с использованием методов:
- микроэкономической теории,
- математического программирования,
- стохастического моделирования,
- управленческих (экспертных) решений.


С точки зрения данной классификации в настоящей работе предлагается стохастическая модель трансфертного ценообразования, регулирующая взаимодействие финансовой фирмы (банка) с внешней средой. Следует отметить достаточную «изолированность» данного варианта трансфертного ценообразования от распространенных подходов к его применению как с точки зрения решаемых с его помощью задач (наиболее распространенным в литературе является анализ внутрифирменного взаимодействия), так и с точки зрения используемых для этого методов - стохастическое моделирование является сравнительно новым инструментом в данной области.
Для более подробного изложения этого принципа трансфертного ценообразования необходимо описать основные принципы управления активными и пассивными операциями в коммерческом банк.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Следствия внутрибанковских оборотов | Е.С. Сафонова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.