Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция первая. Введение в валеологию

Социальные, медицинские и психологические аспекты науки

Валеология (valeologia – лат здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин, предложенный проф. И.И. Брехманом в 1980 г., оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформляется в науку – науку фундаментальную и необходимую, в первую очередь, своей нужностью для людей, которые хотят посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения.

Это, в первую очередь, относится к студентам педагогических вузов, ибо будущая трудовая деятельность педагога – это проблема научить, обучить, привить навыки и умения своим ученикам, как правильно, вернее, как нужно и необходимо сохранить свое здоровье. Это – основа существования, творческая жизнь, жизнь созидательная, встреч, радостей и огорчений, жизнь – ради чего ты родился и должен жить.

Для этого «надо поменять поток сознания людей...», как говорил Порфирий Корнеевич Иванов, известный народный мыслитель, один из пионеров природного оздоровления человека. Он же в своих «Детках» завещал: «Зачем болезнь лечить, если можно ее в тело не пускать?» (12 сводов).

Процитировав так называемого Учителя, сославшись на известного американского ученого Поля Брэгга или напомнив о выдающемся вкладе ученых прошлого столетия И.П. Павлова, И. И. Мечникова и др., или наших современников – И.В. Давыдовского,Я.С. Френкеля и многих других, разработавших и оставивших многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении жизненного потенциала и долголетия, не хочется ограничить себя и читателя рамками теоретических и практических воззрений, проверенных жизнью. Важно понять это с первых шагов обучения, сознательно внушить себе, что полученная информация на лекциях и семинарских занятиях полезна, правдива и обоснована, проверена опытом жизни и может быть полезна для Вас, как будущих педагогов.

Наш предмет прост на слух. Вроде бы все известно о сохранении здоровья, тем более, ежедневно поток информации по телевидению, радио, разноликой прессе, многочисленным лоточным изданиям, которые буквально захлестнули нас в последнее время, можно найти все и обо всем – как рожать, кого и как любить, чем питаться и наслаждаться, сколько жить и чем лечиться... и т.д. и т.п.

Хочу сразу предупредить и настроить на будущее – наука валеология – это здравствовать, быть здоровым. Значит, будет даваться информация правдивая, научно обоснованная и полезная. Ваша задача – осмысленно воспринимать ее, возможно оппонировать, но твердо знать, что ее можно нести в жизнь, т.е. использовать в будущей педагогической практике. Многие термины, понятия о нашей науке трактуются с медицинских, социальных, психологических и физиологических позиций, поэтому считаю необходимым дать научно обоснованное разъяснение, расшифровку их.

Это, в первую очередь, делается с целью педагогических и этических норм, ибо только на кафедре физиологии, экологии и медицины Вам профессионально расскажут о значимости тех или иных терминов. Это важно для педагогов еще и потому, что полученная информация применяется и используется в практике названных наук.

И Вам не придется краснеть, когда «интеллектуал» в возрасте 5-7 лет и чуть старше задаст Вам слишком «острый вопрос» открытым текстом, например, о беременности, сексе, половых извращениях или о наркомании и курении, потому что на наших лекциях Вы получите обширную, повторяю, информацию о концепциях здоровья и здорового образа жизни, социально и психологически значимых факторах, категориях, специфике, особенностях, правилах, обычаях и традициях. В лекциях рассматриваются вопросы, связанные с культурой общения, профилактикой и причинами болезней цивилизации, видами и способами питания, сексуального общения, экологических и экстремальных влияний на здоровье.

Значительное место в сохранении здоровья играет режим труда и отдыха, двигательной активности. В нашей компетенции – дать Вам информацию о рождаемости, периодах полового созревания, психогигиене взаимоотношений в семье, профилактике детских, инфекционных и венерических заболеваний.

Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с долголетием и возможностями продления психической и физической работоспособности в различные возрастно-половые периоды, зависящие от образа и стиля жизни индивидуума.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Светлой памяти | Слово о здоровье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.