Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологическая культура




Антропологическая культура

Ее начало было положено эпохой Возрождения. В этот период выдвига­ются положения доступности человеческому познанию всех явлений и законо­мерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в со­ответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельно­сти. Представления о гармонии всего мира ограничиваются теперь утвержде­ниями гармоничности только человека. На первый план выходят его способно­сти, могущество. Природа — это только косная материя, человек — центр ми­роздания, природа становится его фоном. Человек — творец, вносящий гармонию в окружающий его мир.

Антропологическая культура противопоставляет человека и мир приро­ды. Преобладает прагматический мотив во взаимодействии с этим миром (на­пример, О. Конт предлагал уничтожить всякую для промышленности бесполез­ную жизнь на земле).

 

В XX в. вторжение человека в ход естественных процессов принимает невиданные масштабы. В технологической культуре происходит овладение че­ловеком мощнейшими техническими средствами, формируется ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична. Она исходит из постоянного совершенствования техники и техно­логии на основе непрерывного роста научного знания.

Технологическая культура вступает в конфликт с культурной традицией человечества и закономерно ведет к глобальному кризису.

 

Эволюция представлений о человеке и его культуре:

— Человек порожден богами. Его культура передана ему посредниками (героями).

— Человек, как и природа, порожден Богом, его культура — продолжение эстафеты творения, но теперь она осуществляется руками человека.

— Человек есть результат естественно-природного развития. Его культура — подражание природе.

— Человек есть вершина эволюции («царь природы»), развитие природы во все большей мере начинает осуществляться его руками.

 

4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ОБЩЕСТВО»

Первый подход: культуру можно изучать независимо от общества как своеобразное самодостаточное целое. Другое понимание: общество представляет собой всеобъемлющий контекст культуры. Наконец, общество и культура разли­чаются: культура — это образ жизни и существования определенного общества.

Культура — особый способ существования жизни и общества, это произ­водный духовный мир человека, который позволяет ему преодолевать рамки своей повседневной жизни.

Дифференциация общества и культуры проявляется в неодинаковом их развитии. Например, часто шедевры культурного творчества по своему уровню не соответствуют уровню социально-экономического развития общества. Напротив, нередко культурные ценности, созданные на основе преобразованных общественных отноше­ний, обладают значением «вечного культурного образца».

Культура не является и не может быть ничем другим, кроме как миром человека. Она проявляется в единстве созданного им мира. Культура — это результат и средство очеловечивания отдельного индивида и мира. С ней че­ловек отходит от дикости в самом себе и в природе.

Одновременно историю культуры, понимаемую и ее эмпирическом виде, нельзя отделить от истории человеческого общества если под ней подразуме­вается история возникновения и развития человека и его мира. Историю человечества (общества) следует понимать не только как создание ценностей куль­туры, но и как историю варварского разрушения мира человека.

Одновременно составляющие культуры религия, наука, искусство, фи­лософия — устремятся воплотить в себе ее универсальные ценности.

Существуют генетические связи культуры и общества (как содержание и формы) культуры и культур (общего и частного). Социологи выделяют два типа взаимоотношений между обществом и культурой.

Тождественность общественного и культурного. Она существует в примитивных неразвитых обществах. Здесь вопрос о примате культуры или общества не имеет смысла, т.к. общественная и культурная переменные тождествен­ны.

Разделенность культуры и общества свойственна современному индустриальному обществу (3. Бауман, польский социолог). В современном обществе дифференциация общества и культуры проявляется в большом числе обшественных событий, не содержащих культурного значения. Например, общественная и культурная системы имеют раздельные механизмы внешних воздействий и связей.

В современных условиях вопрос о соотношении культуры и общества приобретает важное значение, но пока единого решения нет.

Т. Парсонс выделяет особые культурные системы и особые «обществен­ные системы», представляющие подсистемы общества. Общество и культура не равнозначны, но разделить их эмпирическим путем невозможно.

Американский социолог Г. Олпорт утверждает, что система культуры со­держит традиционные понятия и ценности, которые влияют на личность, в то время как взаимодействие индивидов в создании этих ценностей создает обще­ственную систему.

Таким образом, культура — все то, что не относится к природе, что выде­ляет индивида как творческую личность. Исходя из этого, культура представля­ет собой и одновременно определяется общественной реальностью и самой це­лостностью общества. Однако поэтому же культура за счет универсальности своих ценностей превосходит границы любого конкретного общества. Своими творческими достижениями наполняет истинным смыслом повседневную жизнь человека. Общество как социальная система обозначает отношения меж­ду индивидами и социальными общностями, культура определяет ценностно-смысловое значение этих отношений.

Общество — продукт человеческих действий, т.е. общество — продукт культуры. Все изменения основных подсистем и структур общества соверша­ются при ведущей роли культуры. В общественном развитии культура первич­на. Все представления, идеи мировоззрения, убеждения, верования являются действенными в силу их активного или пассивного признания.


ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

 

Что является предметом изучения в анализе культуры?

Взаимосвязь культуры и практического освоения мира человеком. Этапы развития культуры.

Исторические типы культур

Осознание человеком своего места в мире в разных исторических типах культуры (боги, герои, люди; Микрокосм, Макрокосм)

III. 20.10.2009

 

СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.