КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дифференциация мифов
Мифы разделяются на: — теогонические (от греческого «теос» — бог + «гония» — рождение) Теогония, — название поэмы Гесиода), изображающие рождение и возникновение богов, — космогонические, (от греч. «Космос» + «гония») где описывается возникновение мира благодаря действиям богов, — космологические, описывающие устройство и развитие мира, — антропологические, повествующие о сотворении человека, его сущности и предназначенной им богами судьбе, — сотериологические (от греческого спасение), связанные с искуплением, достигнутым через смерть и воскресение Иисуса Христа, и имеющие своей темой спасение человека, и — эсхатологические (от греческого эсхатос — последний), учение о конечной судьбе мира и человека. Во многих религиозных учениях отчетливо выражена идея посмертного воздаяния или возмездия человеку. Египетская Книга Мертвых, шумеро-аккадское предание о путешествии Ут-Напишти в землю, лежащую за «водами смерти», описание посещения царства мертвых Энеем у Вергилия (Энеида), основанное на аналогичном эпизоде посещения Аида Одиссеем в Одиссее Гомера, Божественная комедия Данте и тибетская Книга мертвых — наиболее яркие примеры.
В более широком смысле под мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы как символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, а не в понятиях; таковы созданные Платоном мифы, при помощи которых он мог легче, ярче и в более доступной форме выразить свои метафизические идеи.
1.2. СИМВОЛ Символ сжимает миф в своеобразную точку. Он может быть представлен любым знаком:
— предметом (крест, знамя, герб, обручальное кольцо); — жестом (пионерский салют, воинское отдание чести, двое- или троеперстие); — словом (Credo)... Но в отличие от обычного знака его смысл не раскрывается наличным существованием какого-то предмета, явления, процесса. Он раскрывается только в мифе. Значение символа доступно только посвященным, он формирует относительно замкнутые сообщества (пионеры, масоны, верующие, включая сектантов). Код доступа к нему делит людей на «своих» и «чужих».
1.3. РИТУАЛ Это — устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер. При этом предполагается, что ритуал — лишь формальная процедура, то есть ценности и смыслы, приписываемые ритуальному действию, не являются поистине ценностями и смыслами индивида, осуществляющего ритуал. Поэтому и говорят: «для него (нее) это только ритуал», «все это только ритуал», подразумевая если не прямое лицемерие и притворство индивида, то во всяком случае несоответствие его внешнего поведения и внутреннего мира, каким он должен выразиться в поведении. Это предписываемой традицией стандартизированный набор действий, которые совершаются совершаемый в социально значимой ситуации (например, знакомство, ухаживание). Наиболее известная сегодня форма ритуала — этикет: — повседневный (здравствуйте, пожалуйста...), — деловой, — гостевой, — дипломатический (церемониал и протокол), —др.; Практически все взаимодействия людей, социальных групп ритуализированы. Чем выше уровень культуры, тем большее значение придается ритуалам. Их нарушение — вызов, знак угрозы. Ритуал представляет собой знак, вводящий в ролевое сообщество, группу (выполняющую ту или иную функцию), регулирующий разрешение ситуации (похороны, свадьба), символизирующий изменение статуса индивида (посвящение в студенты, воинская присяга) или социальной группы (театр — академический театр, монастырь — лавра, воинское подразделение — гвардейская часть).
Ритуализм можно понимать в трех смыслах: — во-первых, как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий; — во-вторых, как форма адаптивного поведения (индивид чувствует себя защищенным, следуя рутинным процедурам, предписанным для достижения успеха. Даже если он уверен, что никогда не преуспеет и не поднимется на более высокую ступень в организации, само это ритуальное соответствие институциональной модели предохраняет его от острой тревоги и нервных срывов, которые провоцируются провалом попыток достижения цели); — в-третьих, как ценностная характеристика личностей, или групп, или даже крупных социокультурных систем. Здесь подразумевает систематическое следование нормам и правилам, которые традиционны по своему происхождению и характеру, но уже давно не соответствуют потребностям и ценностям реальной жизни. Ритуализм такого рода может порождаться разными причинами: интересами власть имущих, косностью соответствующих организаций и институтов, отсутствием сильных импульсов к изменению сложившейся нормативной системы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |