КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни культуры
Знаковая коммуникация и система норм выступают основным средством социализации человека, т.е. способствуют его вхождению в социальную жизнь, формируют его способность самореализации в обществе. Поэтому основной функцией культуры является человекотворчество. Разновидности норм. Моральные нормы определены в каждой культуре («Что такое хорошо и что такое плохо»), разрешённое и запретное, желаемое и нежелаемое. Нарушение моральных норм рассматривается общественной моралью, как покушение на устои общества. Этнические нормы (традиции). Группа правил, определяющих формы поведения в обществе. Их нарушение не всегда рассматривается, как покушение на социальную организацию общества, и потому осуждается слабее, чем нарушение моральных норм Нормы права. Установленные или санкционированное государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.
Классификация норм. Универсальные. Они применимы ко всем членам общества и связаны с общеразделяемой системой ценностей, часто имеют правовую законодательную основу. Специфические. Призваны регулировать деятельность отдельных социальных групп (врачей, учителей, деловых кругов и др.). Формальные. Они опираются на общепризнанную мораль, право, законодательные акты. Это нормы и правила поведения, одобряемые обществом и его институтами. Они чаще проявляются в сфере политики, экономики, образования и др. Поддерживаются силой закона, должностными инструкциями, контролируются системой санкций (поощрением или наказанием). Неформальные Ониопираются на силу традиций, обычаев, привычек, общественного мнения. В традиционном обществе они были главным механизмом управления поведением людей. В современном обществе их сфера действий сужается, охватывает в основном повседневную, внепроизводственную деятельности (быт, досуг, общение людей).
В морфологическом строении культуры можно выделить два уровня: — обыденная культура — специализированная. Обыденная культура представляет собой сниженный, профанный, любительский уровень специализированной, профессиональной.
3.1. ОБЫДЕННАЯ КУЛЬТУРА Это культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей социализации (прежде всего в процессах воспитания и общего образования). Это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Она, как правило, ограничена межличностными отношениями. Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня); обучению в школе и получению общего образования; средствам массовой информации. В современных условиях нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются через три источника: семья, школа, СМИ. Кроме того, каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Часто такую же роль играет армия. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся: — приватное пространство (квартира, дом), — публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, стадион, улица, школа и т. п.).
Взаимодействие в приватном пространстве обычно менее ритуально, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще проявляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать «на людях». Приватное пространство воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.
Существует промежуточное место между приватным пространством, где человек максимально освобождается от культурных условностей, и публичным (театром, рестораном, парком, музеем), где человек в максимальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. К нему относится, например, рабочее место. Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном пространстве, на рабочем месте существуют неформальные отношения — дружеские, доверительно-личные. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные отношения — служебные, безличные. Место работы — это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей.
Обыденную культуру человек осваивает с первых дней жизни. Именно она в дальнейшем служит базой для приобщения к специализированной культуре. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности. Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социологи М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Горфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана.
3.2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА Освоение специализированной культуры требует специального (профессионального) образования. Специализированные культуры, в отличие от обыденной, охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации. Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры — обыденный язык, у специализированной —профессиональные языки. Объектами специализированной культуры выступают, художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.
Взаимодействия представителей одной специализированной сферы культуры с представителями или продуктами другой происходит через обыденный уровень, однако это не предполагает постоянного непосредственного контакта между двумя уровнями. Можно выделить три основных канала связи между ними: — Система общественного образования транслирует знания, необходимые для общественной жизни и дальнейшей профессиональной подготовки. — Средства массовой информации транслируют знания на языке, доступном для массовой аудитории. — Учреждения культуры предоставляют членам общества возможность периодически обращаться к ценностям «высокой» культуры.
3.3. ОТНОШЕНИЕ КУЛЬТУР Отношения между обыденной и специализированными областями культуры не однолинейны. Не существует жестких границ между сферами деятельности. Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют практически в любой сфере деятельности. — Искусство: самодеятельное и профессиональное. — Спорт: любительский и профессиональный. — Религия, где профессиональный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены; богословским знанием, которым овладевают многие годы путем упорного обучения. Простым людям доступен только профанный уровень религиозной культуры — молитвы, обряды, сведения о святых и распространенных праздниках, поверхностные знания, черпаемые из проповедей и самостоятельного чтения Библии. — И т.д. В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне.
Обыденная и специализированная культуры пронизывают собой жизнедеятельность практически любого индивида. Отношения между обыденной и специализированными областями культуры не однолинейны. Каждый человек, участвующий в системе разделения труда, является носителем и профессиональной, и обыденной культуры. Не существует жесткого «прикрепления» человека к обыденной или специальной культуре. Каждый человек «по определению» является носителем обыденной культуры, но в то же время каждый человек участвует в общественном разделения труда, а следовательно, является носителем профессиональной. Обыденная и профессиональная культура взаимодействуют даже в рамках официальных мероприятий. Так, научный съезд, симпозиум, куда съезжаются знакомые и незнакомые,— вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых, 2) специализированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т. п.
Последствия действий на обыденном уровне культуры имеют микрогрупповое значение. Оценка людьми друг друга в социальном и межличностном взаимодействии производится на основе нравов, обычаев, привычек, устойчивых представлений людей. Последствия действий на профессиональном уровне культуры имеют более значимые последствия для общества в целом. Поэтому на специализированном уровне действия людей регулируются нормами общепринятой морали и права.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |