Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни культуры




Знаковая коммуникация и система норм выступают основным средством социализации человека, т.е. способствуют его вхождению в социальную жизнь, формируют его способность самореализации в обществе. Поэтому основной функцией культуры является человекотворчество.

Разновидности норм.

Моральные нормы определены в каждой культуре («Что такое хорошо и что такое плохо»), разрешённое и запретное, желаемое и нежелаемое. Нарушение моральных норм рассматривается общественной моралью, как покушение на устои общества.

Этнические нормы (традиции). Группа правил, определяющих формы поведения в обществе. Их нарушение не всегда рассматривается, как покушение на социальную организацию общества, и потому осуждается слабее, чем нарушение моральных норм

Нормы права. Установленные или санкционированное государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

 

Классификация норм.

Универсальные.

Они применимы ко всем членам общества и свя­заны с общеразделяемой системой ценностей, часто имеют правовую законода­тельную основу.

Специфические.

Призваны регулировать деятельность отдельных социальных групп (врачей, учителей, деловых кругов и др.).

Формальные.

Они опираются на общепризнанную мораль, право, законодательные акты. Это нормы и правила поведения, одобряемые обществом и его институтами. Они чаще проявляются в сфере политики, экономики, образования и др. Поддерживаются силой закона, должностными инструкциями, контролируются системой санкций (поощрением или наказанием).

Неформальные

Ониопираются на силу традиций, обы­чаев, привычек, общественного мнения. В традиционном обществе они были главным механизмом управления поведением людей. В современном обществе их сфера действий сужается, охватывает в основном повседневную, внепроизводственную деятельности (быт, досуг, общение людей).

 

 

 

 

В морфологическом строении культуры можно выделить два уровня:

— обыденная культура

— специализирован­ная.

Обы­денная культура представляет собой сниженный, профанный, любительский уровень специали­зированной, профессиональной.

 

3.1. ОБЫДЕННАЯ КУЛЬТУРА

Это культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей со­циализации (прежде всего в процессах воспитания и общего образования). Это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной сре­ды, в которой человек проживает. Она, как правило, ограничена межличностны­ми отношениями.

Обыденная культура — сфера общепонятных зна­ний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ро­весники, родня); обучению в школе и получению обще­го образования; средствам массовой информации.

В современных условиях нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются через три источника: семья, школа, СМИ.

Кроме того, ка­налом усвоения повседневной культуры служит цер­ковь. Часто такую же роль играет армия.

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Социальным пространством для проявления обы­денной культуры становятся:

— приватное пространство (квартира, дом),

— публичные места (студенческое общежитие, за­вод, транспорт, театр, музей, стадион, улица, школа и т. п.).

 

Взаимодействие в приватном пространстве обычно менее ритуально, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще прояв­ляют такие манеры, которые они постеснялись бы по­казать «на людях». Приватное пространство воспри­нимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.

Существует промежуточное место ме­жду приватным пространством, где человек максимально освобождается от культурных условностей, и публичным (театром, рестораном, парком, музеем), где человек в макси­мальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть.

К нему относится, например, рабочее место.

Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном пространстве, на рабочем месте существуют неформальные отношения — дружеские, доверительно-личные. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные отношения — служебные, безличные. Место работы — это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей.


Типология культурного пространства в зависимости от соблюдения культурных условностей

Обыденную культуру человек осваивает с первых дней жизни. Именно она в дальнейшем служит базой для приобщения к специализи­рованной культуре. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социа­лизацией и инкультурацией личности.

Проблему обыденной культуры и повседневной ре­альности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социоло­ги М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Горфинкель. В оте­чественной культурологии эта проблема получила раз­витие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана.

 

3.2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА

Освоение специализированной культуры требует специального (профессионального) образования.

Специализированные культуры, в отличие от обыденной, охваты­вают дальнее окружение человека и связаны с фор­мальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и пред­ставители больших групп, как агенты вторичной социа­лизации.

Для того чтобы овладеть навыками специализиро­ванной культуры, одного общения в семье и с друзья­ми недостаточно. Необходима профессиональная под­готовка.

Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыден­ной культуры — обыденный язык, у специализированной —профессиональные языки. Объектами специализированной культуры выступают, ху­дожественная литература, оперная и симфоническая му­зыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.

Взаимодействия представителей одной специализированной сферы куль­туры с представителями или продуктами другой происходит через обыденный уровень, однако это не предполагает постоянного непосредственного контакта между двумя уровнями.

Можно выделить три основных канала связи между ними:

— Система общественного образования транслирует знания, необходи­мые для общественной жизни и дальнейшей профессиональной подготовки.

— Средства массовой информации транслируют знания на языке, доступном для массовой аудитории.

— Учреждения культуры предоставляют членам общества возможность периодически обращаться к ценностям «высокой» культуры.

 

3.3. ОТНОШЕНИЕ КУЛЬТУР

Отношения между обыденной и специализированными областями куль­туры не однолинейны. Не существует жестких границ между сферами деятельности.

Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют практически в любой сфере деятельности.

— Искусство: самодеятельное и профессиональное.

— Спорт: любительский и профессиональный.

— Религия, где профессиональный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены; богословским знанием, которым овладевают многие годы путем упорного обучения. Простым людям доступен только профанный уровень религиозной культуры — молитвы, обряды, сведения о святых и распространенных праздниках, поверхностные знания, черпаемые из проповедей и самостоятельного чтения Библии.

— И т.д.

В обыденной культуре также есть институциональ­ные формы взаимодействия, например, кружки худо­жественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занима­ются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне.

Обыденная и специализированная культуры пронизывают собой жизнедеятельность практически любого индивида. Отношения между обыденной и специализированными областями куль­туры не однолинейны. Каждый человек, участвующий в системе разделения труда, является носителем и профессиональной, и обыденной культуры.

Не существует жесткого «прикрепления» человека к обыденной или специальной культуре. Каждый человек «по определению» является носителем обыденной культуры, но в то же время каждый человек участвует в общественном разделения труда, а следовательно, является носителем профессиональной.

Обыденная и профессиональная культура взаимодействуют даже в рамках официальных мероприятий. Так, научный съезд, симпозиум, куда съезжаются зна­комые и незнакомые,— вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых, 2) специали­зированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т. п.

 

Последствия действий на обыденном уровне культуры имеют микро­групповое значение. Оценка людьми друг друга в социальном и межличностном взаимодейст­вии производится на основе нравов, обычаев, привычек, устойчивых представлений людей.

Последствия действий на профессиональном уровне культуры имеют более значимые последствия для общества в целом. Поэтому на специализированном уровне действия людей регулируются нормами общепринятой морали и права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.