Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной группы и социальной общности в социологии. Виды социальных групп и общностей




СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Виды социальных ролей

Социальные роли подразделяются на:

Институционализированные,

Они, как правило, регулируются кодексами, уставами, должностными инструкциями и другими нормативными документами. Так, например, институт брака, семьи предполагает социальные роли матери, дочери, жены, многие из которых регулируются семейным кодексом; армия предполагает роли командира и подчиненного, обязанности которых регулируются законами государства, воинскими уставами, обязанности руководителя, исполнителя в организации регулируются должностными инструкциями.

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к институционализированной социальной роли, является обязательным. Несоблюдение их имеет своим следствием утрату статуса.

Конвенциональные принимаются по соглашению (спортивное общество, добровольные объединения...)

 

Помимо различия в статусах социальные роли могут (Т. Парсонс) отличаться по другим признакам:

— Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах.

— По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).

— Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.

— Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей — роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу

— Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель работает ради общего блага, учёный – ради служения истине.

 

Но следует отметить, что ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общест­во и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям дру­гих.

В качестве элементов любой социальной системы вы­ступают индивид, социальная общность.

Общности могут различаться между собой по степени организованности, которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято делить группы на:

формальные, имеющие четкую структуру, упорядоченную иерархию позиций и строго предписанные ролевые функции,

неформальные, структура которых не имеет строгой нормативной регламентации.

Формальные группы обычно имею четкую организацию, производную от выполняемой функции (школа, завод, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения работников. Они создаются для выполнения специальных целей – решения определенного круга задач, в которых заинтересовано общество. Школа, например, имеет целью обучение и социализацию подрастающего поколения, армия создается для обороны страны, фирма выпускает вид продукции, товаров. Поэтому в формальных организациях существует строгое разделение труда, деятельность его членов регулируется специальными правилами и распоряжениями. Формальные группы могут быть и малыми по составу участников.

Неформальные группы, представляющие собой одну из разновидностей малых групп, часто возникают стихийно, особенно внутри больших формальных организаций. Как можно понять из самого названия, для неформальных групп свойственны дружеские, интимные, доверительные отношения. Решающая роль в их формировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, мироощущению.

Все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массо­вые и общности групповые. Для групповых общностей в качестве синонима будем использовать понятие «социаль­ная группа», «группа».

 

Ян Щепаньский под социальной общностью (в широ­ком смысле) понимал все объединения людей, в которых создается и утверждается, хотя бы на очень короткий период, определенная социальная связь, Т.е. всякие ус­тойчивые формы совместной жизни.

Как видно из определений социальной общности, это не плод фантазий, не умозрительные абстракции ученых, придуманные ими для анализа общественной жизни. Они существуют реально, и их можно эмпирически зафикси­ровать и проверить в любой момент. Также следует под­черкнуть, что социальные общности не являются простой суммой индивидов, социальных групп, это уже определен­ная целостность всех ее составляющих элементов, для кото­рой свойственны все характеристики целостной системы.

Общности могут быть очень разнообразными и де­литься, например:

по количеству людей это может быть как взаимодей­ствие двух людей (диада), так и многочисленное полити­ческое движение;

по времени продолжительности существования — вре­менные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудито­рия кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существую­щие столетиями (нации, классы);

по плотности связи — как тесно сплоченные коллек­тивы, организации, так и достаточно аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной ко­манды «Спартак» и т.д.).

Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут созда­ваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.