Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Культурология в системе социогуманитарного знания




На верхнюю губу, на усы (бабочка прилетает)

А здесь надо представить, что бабочка сидит на земле. Далеко на земле. И вот она вдоль земли летит, летит, летит, летит, летит. Хоп! И садится к вам на усы. Да не на мои усы, на свои смотрите.:) На свою губу верхнюю смотрите. Посмотрели, поморгали. Долго нельзя смотреть.

А теперь с верхней губы отправили её вниз и вдоль пола. Ви-и-ить! И бабочка улетела.

«Раскачивание пальца» наклонив голову

Что такое «раскачивание пальца»? Все, пожалуйста, возьмите свой указательный палец и вот так мне погрозите. Ну-ка погрозите мне указательным пальцем. Но не со зверским, конечно, выражением лица. Погрозили, да? А теперь этот указательный палец поднесите к носу таким образом, чтоб нос почти касался основания указательного пальца. А сам палец на уровне глаз. А теперь вы все смотрите далеко на меня и быстро-быстро покачайте указательный палец. Туда, сюда, туда, сюда, туда, сюда, туда, сюда. [От автора сайта: Влево (на сантиметров 20) отводим палец, обратно к носу, затем вправо, снова к носу, повторить.] Смотрите не на палец, а на меня. Качается палец? Качается? Остановились. А теперь сделали такое упражнение. Палец неподвижный, вы смотрите на сцену, не на палец, а на сцену, и быстро-быстро туда-сюда покрутили головой. [От автора сайта: Т.е. кисть руки по-прежнему в кулаке, указательный палец выпрямлен вверх. Рука неподвижна. Мотаем головой (поворачиваем) то вправо, то влево.] Туда, сюда, туда, сюда, туда, сюда, туда, сюда. Головой покрутили. Качается палец? Качается.

«Большой палец»

Это упражнение из серии вблизи — вдали.

Все вот так вытяните вперёд большой палец перед собой. [От автора сайта: Кисть руки сжали в кулак, большой палец — вверх. Руку вытянули вперёд. Такой знак обычно обозначает одобрение, восхищение.] Как мы здорово с вами занимаемся. А теперь все поморгали, поморгали, посмотрели на свой палец, подносим его к носу, сантиметров на пятнадцать, относим, потом моргнули и посмотрели вдаль.

Что мы с вами делаем? Мы тренируем косые мышцы глаз. Смотрим на палец, напрягли. Чем ближе подносим, тем сильнее напрягаем косые мышцы, относим — расслабляем, а потом моргнули, посмотрели вдаль — расслабили их как можно сильнее.

Вот вам, пожалуйста, прибор — «большой палец»

«Культурология призвана сегодня объединить и теоретические, и исторические, и прикладные аспекты изучения культуры в ее развитии и функционировании. В то же время самая динамика культурных явлений и процессов должна быть взята не только с точки зрения имманентных, внутренних моментов становления и развития (саморазвития) культуры, но и в различных, весьма сложных взаимоотношениях с социально-политической историей и частными историями отдельных видов культуры (литературы, искусства, религии, философии, науки, общественной мысли и т.д.)». Эти слова принадлежат одному из ведущих культурологов современности – И.В. Кондакову.

В настоящее время культурология – как относительно молодая область науки сформировалась на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Период формирования (1987-1995) новой дисциплины остался в прошлом столетии и, по определению Б.С. Ерасова, культурология «доказала свою самостоятельность и основательность, стала в значительной степени оформленной теоретической дисциплиной и главное, сформировалась как институт – с присущими ей видами теоретической деятельности, прикладного использования издательствами, программами, курсами, кафедрами, степенями и, главное, кадрами, которые готовы посвятить свою жизнь деятельности, несовместимой с “новой культурной политикой”, направленной на разрушение духовного состояния общества, понижение уровня его ценностно-нормативной ориентации, тотальное отрицание самобытных принципов, смыслов и образов культуры».

Исследователи выделяют несколько факторов, повлиявших на создание новой универсальной дисциплины – культурологии:

- многообразие культур, их самобытность;

- проявление кризисных явлений в культуре ХХ века;

- несоответствие исторического и культурного развития.

Культурология как самостоятельная дисциплина существует только в отечественной науке и рассматривается как интегративное направление, предметом которой являются определенные стадии рождения, оформления, развития и возможной гибели культуры.

Культурология изучает как специфику феномена культуры, так и особенности познания. Формирование культурологических исследований как особого направления гуманитарного знания относится к Новому времени (Д. Вико, И. Гердер, Г. Гегель), основополагающее влияние оказали и труды В. Дильтея, Г. Риккерта, Э. Кассирера, О. Шпенглера.

В ХХ веке культурологическая проблематика разрабатывается З. Фрейдом, К. Юнгом, Э. Фроммом, А. Тойнби, К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Х. Ортегом-и-Гассетом, К. Леви-Строссом, М. Бубером и многими другими.

Отечественная культурологическая мысль широко представлена в работах Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, К.А. Леонтьева, А. Ф. Лосева, Вяч. Иванова, А. Белого. Впервые термин «культурология» используется в статье Андрея Белого «Круговое движение»(1912).

Некоторые из перечисленных имен подробно представлены в курсе лекций и его приложении.

Историко-культурологическое направление активно разрабатывается И. В. Кондаковым и широко представлено в его работах[1] с акцентом на историю культуры России начиная с языческой Руси Х века до демократической России начала ХХI века. Как справедливо отмечает И.В.Кондаков, «в настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывами и чреватой новыми культурно-историческими взрывами … чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и учебными предметами, которые, обладая безусловным статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического и социокультурного процесса, осмысление настоящей общественно-духовной ситуации в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности».

Определяя культурологию не только как частную науку о культуре и ее внутренних закономерностях развития, но и как новую междисциплинарную методологию, И.В.Кондаков, тем самым, выводит культурологию за пределы собственно культурных явлений и процессов в узком смысле, охватывая более широкую область социокультурных явлений. Он выдвигает новые методические и методологические задачи перед историей культуры: во-первых отход от скомпрометировавших себя вульгарно-социологических и политических схем культурно-исторического развития и обращение непосредственно к анализу и интерпретации богатого и во многом еще не освоенного материала истории культуры; во-вторых найти основания для общей концепции закономерностей ее имманентного развития – именно как культуры, подчеркивает автор, а не культурного придатка социально-политической истории. Таким образом, предлагается новая разработка универсальной концепции культуры, соединившей философию культуры с философией истории.

Одна из последних работ И.В.Кондакова (Культурология: история культуры России. М., 2003) демонстрирует новый подход к проблеме социокультурных взаимодействий – социального детерминизма культурно-исторических процессов и культурной подготовки явлений социально-исторического порядка. Определяя новые ориентиры в понимании социодинамики культуры, он призывает изменить систему обобщений и теоретических обоснований данной концепции, что является, весьма значимым и актуальным. Тем более что перспектива исследования социокультурных закономерностей России – в анализе исторически конкретных текстов русской культуры. Через призму культурно-исторических процессов, он обозревает основные тенденции и закономерности развития отечественной культуры в целом.

Необходимо отметить, что И.В. Кондаков удачно расставляет акценты в своей книге. Он подобен композитору: выделяя «главную партию», наполняет интересным содержанием и «побочные мелодии» своего лекционного курса, что дает возможность судить о смысле и значении культурно-исторических процессов по их результатам и социокультурным итогам, не «подгоняя» смыслы и значения к заданному «ответу». В связи с этим, автор данного учебного пособия использует концепции И. В. Кондакова в разделе «Серебряный век – Ренессанс русской культуры».

Место культурологии в системе университетского образования особенно значимо, ибо в ней заключено знание, содержащее различные многофункциональные сущности культуры, благодаря которым формируется как личностное начало будущего специалиста, так и представление о профессиональной (правовой, экономической, организационной) культуре, осознание собственных культурных ценностей.

Абсолютно точную характеристику культурологии «не для культурологов» определяет Н.Г. Багдасарьян, выделяя основные критерии профессиональной культуры, социокультурные и этические нормы деятельности, «овладение культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия, создаст базу профессиональной коммуникации. Но, может быть, самое существенное в изучении культурологии – это постижение культурного смысла того вида профессиональной деятельности, к которой готовит студента вуз».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.