Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия

 

Олигополия – это такая рыночная структура, которая характеризуется небольшим количеством фирм (обычно до 10), высокими входными барьерами в отрасль, всеобщей взаимозависимостью фирм, входящих в олигополистическую отрасль.

Происхождение самого понятия "олигополия" берет начало от греческого "oligos" – несколько и "poleo" –продаю, торгую. Олигополия зачастую представляет собой ситуацию на рынке, когда несколько фирм захватывают какую–либо отрасль. Например, это можно отнести к аллюминиевой промышленности.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары, так и дифференцированные товары.

Как уже упоминалось, для олигополистической отрасли характерны высокие входные барьеры. Это связано, прежде всего, с эффектом масштаба и высокой степенью взаимозависимости фирм–олигополистов. Среди других причин может выступать также патентную монополию, что характерно для наукоемких отраслей и монопольный контроль над источниками сырья.

Следующей характеристикой олигополистической структуры является взаимозависимость. Взаимозависимость возникает вследствие немногочисленности фирм в отрасли.

Взаимозависимость проявляется в двух основных формах.

Первая – некооперативная. Каждый продавец сам решает проблему определения цены и объема выпуска. В такой ситуации отдельно взятая фирма может попытаться снизить цену, чтобы расширить рынок сбыта. Другие фирмы данной отрасли отреагируют таким же снижением цен. Таким образом, между фирмами олигополистического рынка начнется ценовая война с целью вытеснения конкурентов.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен может продолжаться до уровня средних издержек, то есть цена станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции. От ценовой войны останутся в проигрыше все производители и выиграют потребители. Поэтому ценовые войны в наше время достаточно редки.

Вторая форма взаимозависимости – образования фирмами–олигополистами явных или тайных сговоров (соглашений). Поскольку явные соглашения запрещены законодательно, на практике чаще применяется неявный или тайный сговор, который представляет собой негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Кроме того, в современном мире встречаются соглашения, типа картеля, и молчаливая договоренность, типа лидерства в ценах.

Картель представляет собой объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Лидерство в ценах – это ситуация, когда ведущая, обычно это самая крупная фирма в отрасли, объявляет об изменении цен на свою продукцию через средства массовой информации. Остальные фирмы следуют за ней.

Независимо от выбранной стратегии фирм для основ олигополистического ценообразования необходимо изучить ломанную кривую спроса (рис. 32).

Эта кривая показывает реакцию фирм–конкурентов на изменение цен одной из фирм.

 

 

 


Рисунок 32 – Ломанная кривая спроса

 

Допустим, одна из фирм повысила цены на свою продукцию. Остальные фирмы, скорее всего, не последуют за ней или же повысят цены не в значительной степени, чтобы увеличить рынок сбыта и по–возможности вытеснить конкурента. Это показывает неэластичный участок кривой спроса D2, выделенный на рис. 32 а жирной линией. Если же одна из фирм, напротив, понизит цены, то другие фирмы обязательно последуют за ней, и более того, попытаются даже понизить цены еще в большей степени, чем первая фирма. Это демонстрирует неэластичный участок кривой спроса D1, который показан жирной линией.

Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоит из двух участков, которые выделены жирной линией на рис. 32 б.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8 Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция и олигополия | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.