Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Общественно-политические и теоретические взгляды славянофилов




План

1. Общественно-политические и теоретические взгляды славянофилов.

2. Историческая концепция славянофилов и славянофильствующие ученые.

Шеллингианская и гегелевская философия в общей форме поставили вопрос о том, какой вклад внесла каждая крупная страна в мировую историю. Немецкие мыслители имели обыкновение отрицать вклад, сделанный славянами, и низводили их в категорию «неисторических» народов. С похожими утверждениями выступил в России П.Я. Чаадаев. Появление «Философического письма» вызвало скандал, и послужило организующей силой концептуальной полемики в русском обществе. Выявилось идейное направление, представители которого получили у современников прозвища «славянисты», «восточники», «славянолюбы», «староверы», «самобытники». Хрестоматийным стало понятие «славянофилы». Именно в ходе полемики вокруг «Философического письма» Чаадаева в московских салонах 30-х годов XIX века славянофильские идеи получили первоначальную разработку.

В 1839 г. в московских салонах получила хождение записка «О старом и новом», которая принадлежала А.С. Хомякову. В своем сочинении Хомяков поставил проблему особого исторического развития и специфики общественной жизни русского народа. По мнению автора, в допетровской Руси превалировали положительные начала, например, свобода и равенство сословий, гармоничные отношения государства и народа, духовный авторитет церкви, грамотность в селах и т.д. Хомяков призвал воскресить прежние традиции и избавиться от чрезмерного влияния Запада. Записка Хомякова вызвала рукописный отклик И.В.Киреевского, который утверждал, что в России господствует духовное единство, подчиняющее человека договорным отношениям и закону. В старой России законность вытекала из самой жизни и духовного облика народа.

Единомышленниками Хомякова и Киреевского становятся журналист К.С. Аксаков и публицист Ю.Ф.Самарин. Вышеназванные интеллектуалы, хорошо знавшие немецкую классическую философию и лично знавшие Гегеля (Киреевский) и Шеллинга (Хомяков), становятся ведущими теоретиками славянофильства. Гегелевскую идею о высшем этапе саморазвития Абсолютного духа в виде германского мира славянофилы приложили к русскому народу и его истории. Иван Киреевский объявил, что более высокую ступень Абсолютного духа призвано воплотить славянство. Однако славянофилы не удовлетворились основными принципами немецкой философии и попытались на её базе создать русскую философию, своеобразную феноменологию русского народного духа. Философские конструкции славянофилов, базирующиеся на церковных комментариях, одними исследователями рассматриваются как философское учение, другими – в качестве религиозного.

На основе немецкой классической философии славянофилы сосредоточились на национально-романтической идеализации русской старины в свете антитезы «Восток и Запад». Исторические представления славянофилов приобрели характер законченной исторической концепции, главным образом, благодаря трудам Константина Аксакова. Его историческая схема базировалась на положении о глубоких различиях между коренными началами исторической жизни в России и на Западе. Сверх всякой меры Аксаков идеализировал русскую историю, называя её «всеобщей исповедью» и подобием «жития святых».

Общественно-политические идеалы славянофилов можно назвать консервативной утопией. Им претили парламентские формы правления и конституционализм. Славянофилы выступали за развитое народное самоуправление во главе с самодержавным царем. Отношения между монархией и народом должны были регулироваться не писанными законами, а совещательными органами по типу древних Земских Соборов на основе обычаев. Славянофилы высказывались против ограничения самодержавия, будучи в то же время сторонниками духовной свободы подданных. Демократизация межличностных отношений была достаточной компенсацией за отсутствие политических прав.

При жизни славянофилы были зачислены в консерваторы и ретрограды. Профессор-западник Т.Н. Грановский называл их людьми, пытающимися вызвать призрак из могилы. Позже мнение о реакционности славянофилов, мечтавших об идеальном самодержавии, было поколеблено. Идеология славянофильства была пронизана критическими мотивами. Славянофилы выступали за ликвидацию крепостного права, осуждали чрезмерный полицейский и цензурный произвол, что в тех конкретных условиях сближало их с другими прогрессивными течениями. В современной историографии славянофильство рассматривается как течение раннелиберальной мысли или крайне умеренное течение русского либерализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.