Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды С.М. Соловьева




План

1. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды.

2. Схема русского исторического процесса в диссертациях С.М. Соловьева.

3. Работа над «Историей России с древнейших времен» и её структура.

4. Историческая концепция С.М. Соловьева.

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879) родился в семье священника. По окончанию гимназии он поступил в Московский университет. По окончании в 1842 г. университета Соловьев совершил заграничную поездку в качестве репетитора в семье графа А.П. Строганова. Заграничная поездка расширила знакомство Соловьева с европейской исторической наукой. Вернувшись в Россию Соловьев в 1845 г. сдал магистерские экзамены и приступил к чтению в университете лекций по русской истории.

После защиты докторской диссертации «История отношений между князьями Рюрикова дома» (1847), Соловьев был утвержден экстраординарным профессором, а в 1850 г. – ординарным профессором Московского университета. С 1871 по 1877 годы Соловьев являлся ректором Московского университета.

С.М. Соловьев, одно время испытавший влияние славянофилов, примыкал к западникам. Как и другие либералы, он крайне критически относился к характеру правления Николая I, чей режим, по мнению историка, был воплощением реакции и противодействия всему, что пережила Европа с конца XVIII века. Правда, либерализм Соловьева всегда был крайне умеренным. Осторожный в политическом отношении Соловьев подчеркивал: «перемены в правительственных формах должны исходить от самих правительств, а не должны вымогаться народами у правительств путем возмущений». Его политическим идеалом являлось надклассовое государство, отражавшее интересы всего общества и объединяющее отдельные сословия в направлении общей цели. В то же время он скептически относился к роли общественных сил в историческом процессе. Например, общественное движение, связанное с отменой крепостного права, которое он, кстати, считал позором России, зачастую вызывало у него неприятие, как неподготовленное к новым условиям жизни. Впоследствии он разочаруется в государственных способностях реформаторов. Определяя задачи сообщества ученых-историков, Соловьев, видимо, не придерживался мнения об аполитичности науки. Поэтому диссертации и многотомный труд «История России с древнейших времен» имели у Соловьева политическую направленность - пролиберальную.

На мировоззрение Соловьева повлияла немецкая классическая философия. Соловьев рассматривал историю как «науку народного самопознания», призванную раскрыть объективные закономерности последовательной смены основных этапов в прогрессивном развитии человечества в целом и каждого исторического народа в отдельности. Другими словами, речь шла об определении исторической судьбы русского народа. Соловьев признавал исторический процесс внутренне обусловленным, органическим, пронизанным идеями диалектического развития на основе борьбы противоречивых начал.

В отдельных поздних исследованиях 1870-х годов Соловьев, сохраняя верность гегелевской философии истории, в то же время проявил известный интерес к многофакторному анализу, характерному для позитивистского подхода, получавшего в эти годы распространение в России. Соловьев выделял три главных фактора исторического процесса: 1) географический (природа страны), 2) этнографический (этническая специфика), 3) внешний (соприкосновение с другими народами). Особенно Соловьев выделял «природу страны», что было не свойственным для исследователей того времени. В ряде случаев этот фактор приобретал у него первоочередное значение.

Соловьев утверждал, что объектом истории является народ. Однако его попытки определить условия исторической жизни народов (природные и политические, в частности) сосредоточили его внимание на определении роли государства в историческом процессе. По мысли Соловьева, именно в государстве сосредоточивались «все силы и соки народной жизни». Поэтому «для истории нет возможности иметь дело с народными массами». Попытки на материалах русской истории сбалансировать соотношение двух исторических сил в виде государства и общества, не привели историка к установлению паритета в их расстановке в созданной им исторической концепции. История народа устойчиво отождествлялась Соловьевым с историей государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.