Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и ТНК




Известно, что взаимоотношения государства и рынка имеют свою историю развития. Было время, когда государство выполняло функцию «ночного сторожа», а рынок находился в режиме самонастройки. Когда государству пришлось взять на себя функцию экономического дирижера, оно как политическая структура приобрело некоторые экономические функции. Именно в этой противоположности возникает острая проблема меры вмешательства.

Возникновение монополии усилило экономические функции государства и сегодня можно сказать, что мера государственного вмешательства в экономику прямо пропорциональна степени монополизации этой экономики.

Действительно, первоначально государство видит в монополии не только соперника в политике, но и силу, способную модифицировать рыночное равновесие в своих собственных интересах, эту опасность государство видит по следующим направлениям:

  1. Монополистическая цена, в том числе и мировая, лишает участников рынка объективной рыночной информации (биржевая, равновесная цена);
  2. Монополизация экономики создает экономические барьеры свободного движения капитала и ограниченный доступ к ресурсам. А это значит, что свободного воспроизводства уже нет, а соответственно и совершенной конкуренции;
  3. Монополистический капитал устраняется в наиболее рентабельные отрасли;
  4. Монополистический капитал с его коммерческим интересом противоречит социальным, общенациональным интересам государства, например, в области экологии.

Отсюда, антимонопольное законодательство. Когда монополистический капитал становится транснациональным, внешнеэкономическая политика государства начинает совпадать с экономическими интересами ТНК.

Действительно, для завоевания своего положения в мире, сегодня любая сторона исполняет как политические, так и экономические преимущества.

К примеру, с 1971 года в США действует государственная корпорация заграничных частных инвестиций. Ее основная цель – страхование зарубежных инвестиций американских корпораций от различных, в том числе политических рисков. Инвестиции страхуются в пределах до 90 % их стоимости, и 90 % получаемой прибыли. Максимальный срок страховки – 20 лет. На долю 100 крупнейших ТНК США приходится около 90 % всех страховых операций этой государственной корпорации. Разумеется, государство страхует свои компании-экспортеры от коммерческого риска, в том числе от повышения издержек под влиянием инфляции.

Существенной формой государственного стимулирования деятельности ТНК являются различные налоговые льготы. К примеру, налоги, которые платят филиалы корпорации в развивающихся странах, вычитаются из общей суммы налогообложения материнской компании. Более того, с общей суммы облагаемого зарубежного дохода разрешается списывать такие операционные расходы филиалов, как расходы на рекламу, деловые поездки, представительскую деятельность, взносы на социальное страхование. Эффективным методом формирования вывоза товаров и услуг является освобождение компаний-экспортеров от прямых налогов, то есть налогов с доходов.

В 1984 году по специальному законодательству ТНК с 95 % своих продаж зарубежом уплачивают налог только 50 % своих чистых прибылей.

Особенно значительна роль государства в поддержке транснационального бизнеса в Японии. По мнению экспертов, автомобильная промышленность в Японии показывает чудеса только благодаря государственным займам, ускоренной амортизации оборудования, помощи в области НИОКР, протекционистскими мерами против импорта и запрещением иностранных инвестиций. Более того, японский бизнес и государство на равных разделяют ответственность за результаты национального экономического развития, то есть одновременно участвуют в разработке и реализации промышленной политики в стране.

Таким образом, взаимоотношения современных ТНК и западных государств выглядят так: правительство для ТНК способствует развитию их научно-технического потенциала, готовит кадры в своих заведениях для ТНК, создает выгодную законодательную базу внутри страны и разрабатывает защищающий комплекс законов для своих ТНК на мировом рынке.

ТНК для своего государства основной налогоплательщик, разработчик новых технологий, военно-промышленный комплекс, и вообще ведет такую политику, в соответствии с которой зарубежом соблюдаются интересы. Получается, что логика взаимоотношений ТНК и государства от настороженности до полной гармонии, и национальных и внешних интересов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.