Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

YIII. Теоретические и практические основы развития речи учащих­ся с тяжелыми нарушениями речи




1.1.Научные основы развития речи учащихся. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями

Лингвистические, психолингвистические, психолого-педагогические и нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Принципы, задачи и разделы работы по развитию речи начальной школе. Определение и целевая характеристика каждого раздела. Общая характеристика психологических и лингвистических основ методик развития речи: ведущие положения теории речевой деятельности, функциональной стилистики, теории текста, культуры речи и вытекающие из них методические рекомендации к содержанию и организации речевой работы. Формирование отдельных речевых умений и совершенствование в целом речевой деятельности (способности создавать и воспринимать высказывания в условиях общения) как два взаимосвязанных направления учебной работы. Формирование умений, необходимых для организации содержания высказываний и обеспечения контроля. Обучение владению средствами языка (работа в области культуры речи), обучение восприятию высказываний. Организация учебной речевой деятельности младших школьников (в устной и письменной форме) на уроках. Воспитание культуры речевого поведения на разных этапах обучения.

Понятие о речи и ее развитии у детей. Научные основы совершенствования речевой деятельности учащихся. Речь как деятельность. Ее функции и виды. Условия успешной речевой деятельности и успешного развития речи школьников. Требования к полноценному навыку речи. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов (лексическая сторона, грамматический строй, связная устная речь).

Обследование речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной работе по развитию речи.

Взаимосвязь мышления и речи как методологическая основа работы по развитию речи учащихся. Речь как важное средство развития интеллекта учащихся.

Развитие речи как средство воспитания учащихся. Взаимосвязь работы по развитию речи детей с другими видами занятий по русскому языку (чтение, письмо, грамматика и орфография, слушание, говорение).

 

1.2. Методика работы над словарем в системе работы по развитию речи. Обогащение и активизация словарного запаса учащихся.

 

Обогащение и активизация словарного запаса, Связь словарной работы с расширением и уточнением круга представлений и понятий у школьников; речевая среда и ее роль в обогащении словаря. Способы объяснения значений слов. Способы работы над оттенками значений слов, над их эмоционально-экспрессивной окраской, антонимами, многозначными словами, над омонимами; работа над тропами в художественном тексте, над фразеологическими единицами. Приемы активизации словаря школьников в связи с чтением и пересказом художественных произведений, изучением грамматического материала, с подготовкой к изложениям и сочинениям. Методические рекомендации к проведению работы по расширению, актуализации и активизации словарного запаса уча­щихся начальных классов

Логические упражнения в системе работы по развитию речи учащихся, их связь со словарной работой, с другими видами языковой работы на уроках русского языка.

Произносительная работа. Дикция. Интонация. Орфоэпия.

 

1.3. Синтаксическая работа в системе развития речи учащихся и особенности ее организации в школе V вида. Формирование грамматического строя речи учащихся

Формирование грамматического строя, Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая харак­теристика грамматической стороны речи.

Основные направления работы по формированию грамматичес­кого строя речи (на морфологическом и синтаксическом уровнях). Формирование грамматических обобщений как основа развития языковой компетенции учащихся. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.

Методические рекомендации к проведению работы по совер­шенствованию грамматического строя речи.

1.4.Система работы по развитию связной речи. Формирование связной речи учащихся

Основные направления в работе по развитию речи: обучение ведению диалога, развитие речи в связи с различными видами де­ятельности, формирование монологической речи.

Лингвистические основы методики развития связной речи. Текст- как основное лингвистическое понятие раздела. Единицы и категории текста. Типы речи.

Психолингвистические основы методики развития связной речи: структура процессов порождения и восприятия высказываний.

Психологические основы методики развития связной речи: структура речевой деятельности, поэтапное формирование действий.

Задачи формирования связной речи как средства общения.

Формирование диалогической формы речи. Типы диалогических единств. Моделирование коммуникативных ситуаций.

Развитие речи в связи с различными видами деятельности: игровой, учебной, предметно-практической и др. Речь сопровождающая, завершающая, планирующая.

Формирование монологической речи. Виды работы: пересказ-рассказ-описание предмета, явления; рассказ-повествование по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; творческий рас­сказ; повествовательный рассказ с элементами рассуждения.

Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения и грамматики.

1.5. Уроки развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида

Тематика, цели, задачи, структура и планирование. Разделы работы по развитию речи (обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие связной речи), удельный вес каждого раздела в уроке. Типы уроков разви­тия речи, определяемые их содержанием и направленностью на формирование соответствующих умений (урок развития диалоги­ческой речи, урок развития монологической речи, урок формиро­вания лексико-грамматического строя речи, урок формирования грамматических обобщений, комбинированный урок). Отбор ре­чевого материала для урока развития речи. Виды и комплексы уп­ражнений и заданий по всем разделам работы, их коррекционная направленность.

Моделирование и анализ уроков развития речи, их фрагмен­тов и циклов.

 

 


[1]

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.