Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы измерения экспозиции при съёмке со вспышкой

ТЕМА 10. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ С ИМПУЛЬСНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ОСВЕЩЕНИЯ

 

Фотовспышка (импульсный источник искусственного света).

Источником света в фотовспышке является импульсная газоразрядная лампа. Основными параметрами фотовспышек являются: ведущее число, электрическая энергия вспышки, угол рассеивания светового потока, продолжительность импульса.

Ведущее число (Guide Number - GN) - основная характеристика вспышки. Ведущее число является постоянной величиной для не зуммированной вспышки и выражается формулой 10.1.

 

GN = расстояние до объекта в метрах * апертура, (10.1.)

 

Обычно в описании вспышек ведущее число должно даваться для фокусного расстояния 50 мм, но некоторые фирмы, продавая зуммируемые вспышки, дают GN для f=80мм и более, что является рекламным трюком, ведь в этом случае GN значительно больше. Об этом надо помнить и не обольщаться большими цифрами GN при неуказанном фокусном расстоянии. Так же следует помнить, что в некоторых странах расстояние измеряется в футах и соответственно GN будет приблизительно в 3,3 раза больше.

Предположим максимальное ведущее число 40 (при ISO 100). Например, необходимо рассчитать GN для чувствительности 400. Это увеличение чувствительности на две ступени (~1.4 * ~1.4 = 2, см. тему 5). Пересчитываем для ISO 400: GN = (~1.4 * ~1.4) * 40 = 2 * 40 = 80. Выбираем апертуру: например, 5.6. Максимальное расстояние до объекта = 80 / 5.6 = ~14,2 метра.

Световая энергия вспышки определяется произведением светового потока вспышки на ее длительность и косвенно может быть выражена электрической энергией заряженного конденсатора.

Одним из основных свойств современной фотовспышки является угол рассеивания светового потока (угол освечивания). Некоторые вспышки оснащены системой зуммирования т.е. изменяемым углом освечивания, который обычно привязан к углу зрения применяемого объектива и косвенно выражается в миллиметрах его фокусного расстояния. Величина угла рассеивания светового потока должна быть больше, чем угол поля зрения объёктива.

Продолжительность импульса. При горении внутреннее сопротивление лампы мало, и поэтому продолжительность импульса незначительна, от десятых долей до единиц миллисекунд. Длительность вспышки - это время, в течение которого световой поток уменьшается до 35% своего максимального значения. В основном зависит от свойств самой лампы и величины ёмкости накопительного конденсатора. Чем мощнее лампа, тем длиннее импульс.

1. Простейший метод расчёта экспозиции. При съёмке «вспышка в лоб» делим ведущее число фотовспышки на расстояние до объекта в метрах - в результате получаем число диафрагмы. Ведущее число даётся для плёнки с чувствительностью ISO 100. Для каждого следующего значения светочувствительности ведущее число умножаем на 1,4 или делим на 1,4 для предыдущего.

2. Измерение экспозиции с помощью флешметра. Метод используется также для замера экспозиции при работе одновременно с несколькими вспышками.

3. Метод Through The Lens (TTL) измерения экспозиции состоит в измерении света прошедшего через объектив. При нормальном дневном освещении экспозицию можно измерить непосредственно перед съёмкой. При съёмке со вспышкой это абсолютно невозможно потому, что нет постоянного света, который можно замерить (разве что при помощи флешметра измеряющего тестовую вспышку перед съёмкой в студии). При TTL-методе свет от вспышки измеряется одним или более сенсоров установленных внизу за зеркалом и перед шторками затвора. После поднятия зеркала и полного открытия затвора загорается вспышка, свет от которой, пройдя через объектив и отразившись от плёнки (матрицы), попадает на вспышечный сенсор, который передаёт данные о количестве вспышечного света в процессор. Процессор камеры подсчитывает количество поступившего света и гасит вспышку, когда считает, что для правильного экспонирования света достаточно.

Виды синхронизации фотокамеры и фотовспышки.

1. Стандартная синхронизация. При стандартной синхронизации вспышка происходит в момент, когда кадровое окно полностью открыто. Большинство зеркальных камер снабжено шторно-щелевым затвором. Это означает, что полностью кадровое окно открывается только при достаточно длинных выдержках (Nikon F100, F90X до 1/250 с, Nikon F5 до 1/300 с, Canon 350D, 400D до 1/200, Зенит АПК 1/125, механические Зениты 1/30). При более коротких выдержках перед плоскостью плёнки пробегает щель той или иной величины. При этом проэкспонирована вспышечным светом будет только часть кадра.

2. Высокоскоростная синхронизация (FP flash). Иногда случается, что нужно сфотографировать объект при полностью открытой диафрагме, например для создания размытого заднего фона, а высокочувствительная плёнка в аппарате требует прикрытой диафрагмы. Выход из этой ситуации предлагает высокоскоростная синхронизация со вспышкой (например, с выдержкой для Nikon - F100 до 1/4000с). При выдержках короче 1/250 с кадровое окно не открывается полностью, а вдоль него пробегает щель определённой ширины. Используя режим стандартной синхронизации, автоматика камеры не позволяет установить выдержку короче 1/250 с. В режиме стандартной синхронизации мы получили бы только небольшую часть кадра (полоску) проэкспонированную вспышечным светом. В режиме высокоскоростной синхронизации генерируется серия часто повторяющихся вспышек с уменьшенной световой энергией каждой из вспышек серии. Таким образом, создаётся видимость, что вспышка горит всё время прохождения щели затвора по высоте кадра и в результате мы получаем нормально экспонированный по всей площади кадр. Режим доступен не для всех камер.

3. Синхронизация по первой шторке. При синхронизации по первой шторке вспышка происходит сразу после открывания первой шторки, а остальное время (до закрывания второй шторки) экспонирование происходит имеющимся светом сцены. На снимке, перед движущимся предметом при этом образуется световой след его дальнейшего движения, то есть после срабатывания вспышки.

4. Синхронизация по второй шторке. Этот режим зажигает вспышку в самом конце экспонирования перед началом движения второй шторки, вместо стандартного срабатывания в начале экспонирования. Особенно эффективен метод на длинных выдержках. Результатом является след движения объекта съемки за хорошо освещенным и резким изображением самого объекта. При стандартном способе синхронизации, то есть по первой шторке, этот след был бы впереди движущегося объекта.

5. Медленная синхронизация автоматически увеличивает выдержку, делая возможным экспонирование деталей заднего плана.

Другим видом синхронизации является синхронизация вспышек между собой. При работе с несколькими вспышками одновременно их синхронизация может осуществляться несколькими способами: с помощью проводов (проводная); с помощью запускающей вспышки (световая); с помощью специального радио или инфракрасного устройства (радио или инфракрасная синхронизация). Зависит от специального оснащения вспышек.

Осветительный прибор – это прибор, имеющий один или несколько источников света и оптическую систему, с помощью которой световой поток определённым образом распространяется в пространстве. Простейшей оптической системой является отражатель, который может быть изготовлен из лёгкого световозвращающего металла, стекла или ткани. Источником света в осветительном приборе могут быть обычные лампы накаливания, специальные перекальные фотолампы, импульсные источники света, люминесцентные и др. ламы.

Вспомогательные устройства, применяемые для изменения характеристик осветительных приборов.

Механические устройства.

1. Металлические сетки (соты). Устанавливаются в светильнике на пути прохождения светового потока. Применяются для его смягчения. Принцип работы основан на принципе работы диффузора. Диффузор - стекло, на которое нанесены концентрические кольцевые углубления.

2. Металлические шторки. Применяются для изменения интенсивности и направления светового потока.

3. Тубусы. Предназначены для создания на объекте съёмки световых пятен различной конфигурации. Надеваются на светильник.

4. Контротражатель. Предназначен для смягчения светового потока. Устанавливается перед источником света, за счёт чего на объект съёмки попадают только отражённые лучи.

5. Фотозонтики. Предназначены для смягчения и рассеивания светового потока. Источник света при этом направляется не на объект съёмки, а на зонтик. Таким образом, объект освещается отражённым светом. Бывают разных цветов (белые, серебристые, золотистые).

6. Шелковые сетки и аналогичные ткани. Работают по принципу рассеивателя. Предназначены для смягчения и рассеивания светового потока. Устанавливаются перед источником света. Наиболее распространённые насадки этого типа называются софт-боксами. Бывают разных форм (квадратные, прямоугольные) и размеров.

Оптические устройства.

1. Матовые стёкла. Предназначены для смягчения и рассеивания светового потока, увеличения угла его рассеивания.

2. Защитные стёкла (типовые фильтры). Применяются для рассеивания тепловой энергии, идущей от источника света. Устанавливаются в проекционной технике, а также могут устанавливаться в светильниках с галогенными лампами большой мощности.

3. Светофильтры, предназначены для создания различных цветовых эффектов, а также для приведения в соответствие цветовой температуры источника света с цветовой температурой цветной фотоплёнки.

Для создания особых световых эффектов могут использоваться подсветки (применяются для подсвечивания затенённых деталей объекта), световые кисти и др. устройства.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Лабороторный процесс | Тема 11. Современные цифровые фотоаппараты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.