Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Фотосъёмка подвижных объектов

 

Фотосъёмку подвижных объектов рассмотрим на примере спортивной съёмки, где движение объекта приобретает яркий характер (см. также тему 12). События развиваются стремительно, времени для обдумывания деталей композиции кадра практически нет. Для правильной ориентации в подобной ситуации и мгновенного решения вопросов, связанных с выбором границ кадра, фотограф должен хорошо владеть основами композиции и знать специфику движения снимаемого объекта.

Выбор точки съёмки.

Динамичность изображения и выразительность снимков зависят от того, как сфотографированы спортсмены: в фас, профиль или в одном из промежуточных положений. В движении спортсменов имеются и выразительные, и невыразительные фазы. Одна и та же фаза может быть выразительной в профиль и невыразительной анфас, и наоборот. Например, возможна фаза бега, когда одна нога бегуна находится в опорном положении, а вторая откинута назад. Эта фаза динамична и не искажает фигуры, если бегун сфотографирован в профиль. Эта же фаза, снятая в фас, создаёт впечатление, что откинутая назад нога отрезана ниже колена.

Выбирая точку съёмки, необходимо заранее предвидеть, в каком ракурсе снимаемый объект будет выглядеть наиболее выразительно и динамично.

В бесконечном разнообразии движений спортсменов возникают открытые и закрытые положения по отношению к точке съёмки. Так, например, у бегущего человека при выносе левой ноги вперёд левая рука откидывается назад, и при этом по отношению к наблюдателю, стоящему слева, открывается грудь. Это положение называется открытым. На следующем шаге та же рука закроет грудь или лицо. Такое положение называют закрытым. Фигура человека в открытом положении более динамична, чем в закрытом.

При выборе точки съёмки необходимо выбрать масштаб будущего изображения, который зависит от фокусного расстояния объектива и удалённости точки съёмки от объекта. В зависимости от масштаба изображения различают крупный, средний и общий планы. Крупный план показывает объект во всех деталях, включая черты и выражение лица, и резко выделяет объект из окружающей среды. Средний план охватывает объект целиком, вместе со всеми присущими ему особенностями. Общий -показывает событие в целом.

Чем крупнее изображение объекта, тем большее значение приобретает фаза его движения в момент фотографирования. Отдельные погрешности менее заметны при съёмке общим планом. При среднем или крупном планах любая недоработка, например, преждевременная съёмка или опоздание со спуском затвора, может привести к неудаче.

С близкой дистанции труднее сфотографировать объект так, чтобы он оказался в кадре на нужном месте и в нужной фазе. Фотограф может нажать на спуск затвора или несколько раньше, или несколько позже момента, когда объект достигает точки, намеченной для съёмки. Надо стараться производить съёмку, опережая то время, когда возникает наиболее подходящая фаза. Например, бегуна снимают в фазе, предшествующей той, в которой фотограф хочет его показать. Надо учитывать, что у каждого человека своя скорость реакции.

При выборе точки съёмки выбирается и соответствующий ракурс. Выбор ракурса обусловлен художественным замыслом. Человек привык видеть окружающую его действительность с высоты своего роста. Если смотреть на снимаемый объект с более высокой или низкой точек съёмки, то возникающие при этом перспективные искажения передадут его образ в изменённом виде. Например, при съёмке с низкой точки создаётся иллюзия более высоких прыжков, что может способствовать усилению художественного впечатления от снимка.

Умелый выбор ракурса и правильное регулирование глубины резкости с помощью диафрагмы помогут «оторвать» объект от фона, подчеркнув его объёмность. По отношению к границам кадра объектможетдвигаться вдоль горизонтальной, вертикальной или линии, идущей под некоторым углом. Диагональное направление зрительно воспринимается как более динамичное. Предметы, находящиеся в состоянии покоя, но размещённые по диагонали кадра, тоже приобретают определённую динамику.

Для усиления динамичности снимка немаловажное значение имеет направление движения. Объект, движущийся на зрителя, более динамичен, чем удаляющийся от него. Движущийся объект должен иметь перед собой свободное пространство для движения. Если объект упирается в границу кадра, то это значительно снижает динамизм изображения. Особенность зрительного восприятия такова, что изображение, на котором объект движется справа налево, кажется более динамичным. Если в кадре навстречу главному объекту движется второстепенный, и они одинаково фотографически резки, то зрительное восприятие скорости главного объекта снизится. Объекты, движущиеся навстречу, как бы тормозят движение друг друга.

Одним из важнейших элементов, которые надо учитывать при выборе точки съёмки и с помощью которых выделяется главное на снимке, является свет.

Фронтальный свет даёт плоское изображение, скрадывая ощущение глубины и многоплановости композиции. Боковой свет освещает какую-то одну сторону объекта, а его теневые стороны могут в некоторой степени смягчаться рассеянным светом. Заднебоковой, или контурный, свет зачастую является наиболее благоприятным. Объект съёмки живописно обрисовывается яркими линиями контурного света. Ажурные пятна от прямых лучей основного света, множество теней, отбрасываемых от предметов в сторону фотографа, а также полутени и отблески создают динамичное изображение.

 

Приёмы, позволяющие усилить эффект движения: расфокусировка фона и смазка изображения при съёмке.

Расфокусировка фона.

К нерезкому фону прибегают, когда требуется сосредоточить внимание на главном объекте съёмки. Смазанный фон может усилить эффект движения снимаемого объекта.

Для того, чтобы снимаемый движущийся объект не слился с фоном, необходимо прибегнуть к расфокусировке фона, съёмке с проводкой или съёмке в контровом свете. Желательно избегать перегруженности фона второстепенными деталями, отвлекающими внимание от главного в кадре.

Правильно выбирая расстояния от точек съёмки до объекта, значения диафрагмы и фокусного расстояния объектива, при съёмке можно сделать нерезкими все второстепенные объекты, то есть расфокусировать их. Расфокусировка фона также способствует усилению эффекта движения. Этот способ особенно предпочтителен в случае фотосъёмки объекта, движущегося на камеру, так как в этом случае нельзя получить смазанный фон иначе как с помощью объективов с переменным фокусным расстоянием.

Смазка изображения. Степень смазки зависит от выдержки затвора и скорости движения фотокамеры. Чем сильнее размыт фон, тем большей кажется скорость перемещения объекта.

а) Смазанное изображение объекта на резком фоне. Этот приём следует применять с осторожностью во избежание получения формалистических снимков. Использование этого приёма оправданно лишь в том случае, когда изображение смазывается либо незначительно, усиливая эффект большой скорости движения снимаемого объекта, либо частично.

б) Смазанное изображение объекта на смазанном фоне. В основе этого метода заложен эффект получения большей смазки фона, чем объекта фотосъёмки. Фотокамеру необходимо вести за движущимся объектом, но в момент съёмки скорость движения объекта должна превышать угловую скорость ведения фотокамеры. В результате объект окажется смазанным меньше фона, и возникает эффект движения.

в) Резкое изображение объекта на смазанном фоне. Если вести фотокамеру за движущимся объектом и в нужный момент произвести фотосъёмку с условием, что в этот момент угловая скорость движения фотокамеры и объекта будут одинаковыми, то объект получится резким на смазанном фоне. Этот приём называется «съёмкой с проводкой». В основе его лежит зрительный эффект, возникающий у человека при наблюдении за быстро движущимися предметами. В этом случае человек воспринимает объект резким, а фон размытым.

Снимаемый объект следует брать под наблюдение заблаговременно. По мере приближения к точке съёмки объект может менять положение от анфас к профилю. Чем более в профиль будет повёрнут объект к фотографу, тем сильнее будет смазан фон. Степень смазки фона зависит и от расстояния между объектом и точкой съёмки. Чем ближе фотограф расположен к объекту, тем сильнее смажутся фон и все неподвижные предметы, расположенные на переднем плане. Всякий движущийся предмет необходимо снимать с определённой степенью смазки. Например, мотоциклиста можно сфотографировать с проводкой на выдержке 1/60 с и получить резкое изображение. Скачущую лошадь с этой выдержкой снять резко невозможно, хотя поступательная скорость её движения меньше. Дело в том, что мотоциклист движется поступательно вперёд (смазка спиц колёс только добавляет динамики), а у лошади движутся ещё и ноги, которые при этой выдержке затвора выйдут на снимке смазанными. Тот же мотоцикл, снятый резко на резком фоне, будет казаться стоящим на месте, даже если он сфотографирован при движении с большой скоростью. Для подобных объектов смазка фона обязательна.

В спорте имеется много объектов, съёмка которых затруднена или просто невозможна. Например, объекты, имеющие вращательное движение, при съёмке которых для получения эффекта движения можно допустить незначительную смазку объекта или его отдельных частей.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 14. Портретная съёмка | Тема 16. Макросъёмка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.